О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения
ИГОРЬ КУЛИКОВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Издание третье, дополненное и переработанное «ПаломникЪ», Москва. 2002
Третье издание справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» является уникальным по охвату огромного количества неизвестных и малоизвестных широкому читателю и даже специалистам религиозных организаций. Справочник содержит описание сотен нетрадиционных и экзотических религиозных новообразований, действующих на территории Российской Федерации. Четко структурированная информация, вошедшая в справочник, явится огромным подспорьем для специалистов различных направлений, в том числе правоохранительных органов.
Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования
Религиозные секты, оккультизм и деструктив в педагогике
Галицкая И.А., Метлик И.В., Соловьев А.Ю. О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВНЕДРЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И КУЛЬТОВ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием изд. «Директор школы» - 2000. - №4.
И.А. Галицкая, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник
И.В. Метлик, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации
А.Ю. Соловьев, главный специалист Московского комитета образования
Поворот российского общества от однообразного, регламентированного государством атеизма к утверждению свободы вероисповедания является одним из немногих бесспорных достижений социального развития нашей страны в последнее десятилетие. Тем более важно в этом процессе уметь отделять «пшеницу от плевел», отличать действительное духовное возрождение от искусно создаваемых подделок. Традиционные религиозные конфессии народов России ныне последовательно и успешно восстанавливают свое влияние. Но почти вековое забвение религиозных ценностей не прошло бесследно, духовная культура религии была отброшена на обочину общественного сознания. Поэтому новый интерес к духовности у многих наших соотечественников стал желанной приманкой для множества групп и организаций, чьи лидеры давно научились умело конвертировать этот вечный человеческий интерес в деньги, влияние и власть над людьми.
Русская православная церковь, другие религиозные объединения в нашей стране получили возможности для свободного развития, проповеди, миссионерской деятельности. Наряду с возрождением традиционных религиозных конфессий, тесно связанных с историей и культурой народов России, в последнее десятилетие активно проявили себя и множество нетрадиционных, новых религиозных объединений и культов. Часть их возникла в нашей стране, но большинство - зарубежного происхождения. Это, например: Ананда Марга, объединения последователей Агни-Йоги, Аум Синрике, Белое Братство, Богородичный Центр, Брахма Кумарис, Дети Бога (Семья Любви Берга), культ Ошо (Раджниш), Новый Акрополь, Общество Сознания Кришны, Рейки, Сатори, Сахаджа Йога, Свидетели Иеговы, Центр Юнивер, Церковь Объединения Муна, Церковь Свидетеля Ли, Церковь Сайентологии (Дианетика), Церковь Христа (Бостонское движение), Шри Чинмой и др. Многие из них в силу особенностей их вероучения, внутренней организации и деятельности, отношения к культуре, социальным институтам, традиционным религиям, оцениваются как опасные, оказывающие на общество в целом деструктивное (разрушительное) воздействие.
Государство, объявив себя «вне религии», полностью самоустранилось от контроля качества «духовной пищи», свободно распространяемой в стране. Новые религиозные культы устремились на предприятия, в вузы, школы. Им был дан «зеленый свет», предоставлен режим наибольшего благоприятствования. При этом не изучались результаты их деятельности за рубежом, история отношений этих объединений и их лидеров с законом в странах происхождения, серьезно не рассматривались цели и формы практикуемых ими воздействий на людей. Результаты такой «религиозной свободы» не замедлили сказаться. Возникли конфликты в образовательных учреждениях. Родители детей, вовлеченных в секты, забили тревогу. Появилось множество публикаций о трагических и даже криминальных последствиях увлечения «нетрадиционной духовностью».
Ныне проблема проникновения деструктивных религиозных объединений, учений, сект в систему образования остается актуальной. К сожалению, некоторые педагоги переносят свое личное увлечение оккультно-мистическими предметами - астрологией, кабалистикой, экстрасенсорикой и т.п. в учебный процесс, пытаются формировать у учащихся оккультно-религиозное мировоззрение. Появляются все новые и новые фантастические программы «оздоровления», «психического совершенствования», «эстетического развития» и т.д. на основе учений новых религиозных культов. Их использование в светских образовательных учреждениях не только нарушает законодательство о религии и школе. Результатом проникновения деструктивных культов становятся конфликты в педагогических коллективах, возникают проблемы в отношениях педагогов с родителями, ставится под угрозу учебный процесс. А главное - углубляется отрыв детей от ценностей национальной культуры. Разрушению подвергается национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность и патриотизм. Дети, вовлекаемые в секты, становятся «своими среди чужих и чужими среди своих», духовно отрываются от семьи, народа, государства, - буквально «выпадают» из общества.
Ниже представлены справочно-информационные и аналитические материалы о деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивной направленности, предназначенные для сотрудников органов управления образованием, директоров школ, руководителей методических центров.
Директор школы, руководитель образования, методист, учитель, знакомящий детей с основами научных знаний об истории, обществе, сферах его жизни, должны иметь под рукой материал, позволяющий на конкретных примерах показать особенности деструктивных религиозных культов, отличающие их от традиционных религий. В сознании учащихся должна быть четко проведена грань между религиями, созидающими национальную культуру и деструктивными сектами, которые ее, наоборот, разрушают. В современных условиях, когда на пути к истинным духовным ценностям молодой человек встречает столь много препятствий и соблазнов, педагог должен обладать элементарной информацией, которая поможет уберечь ребенка, семью, школу от разрушительных последствий сектантского влияния, быть готовым к тому, чтобы предупредить вовлечение молодежи в деструктивные секты и сохранить наших детей в качестве будущих полноценных, ответственных граждан общества.