Признаки деструктивной направленности в деятельности ряда нетрадиционных религиозных объединений и культов

ИГОРЬ КУЛИКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»


Издание третье, дополненное и переработанное
«ПаломникЪ», Москва.
2002


Третье издание справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» является уникальным по охвату огромного количества неизвестных и малоизвестных широкому читателю и даже специалистам религиозных организаций. Справочник содержит описание сотен нетрадиционных и экзотических религиозных новообразований, действующих на территории Российской Федерации. Четко структурированная информация, вошедшая в справочник, явится огромным подспорьем для специалистов различных направлений, в том числе правоохранительных органов.


Том 8. Вторжение религиозных новообразований в систему образования

Религиозные секты, оккультизм и деструктив в педагогике


Галицкая И.А., Метлик И.В., Соловьев А.Ю.
«О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений
и культов деструктивной направленности в учебные заведения»
Методические рекомендации для директоров школ
и работников органов управления образованием


Вернуться к содержанию энциклопедии

Вернуться к содержанию VIII тома

Вернуться к содержанию книги «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения»


I. ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЯДА НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И КУЛЬТОВ

Исследователи религиозного сектантства в нашей стране и за рубежом выделяют ряд признаков, типичных для религиозных объединений и течений деструктивной направленности. Знание этих признаков особенно необходимо работникам образования, чтобы не допускать нарушений законодательства о религии и школе, предупреждать вовлечение учащихся в секты.

Отсутствие устойчивого, ясного вероучения (догматики). В нетрадиционных культах, несмотря на зачастую более жесткие требования к последователям, вероучительные доктрины не обладают той же степенью определенности, четкости, которая характерна для традиционных конфессий. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, для новых религий характерна не разработанность вероучения и культа просто потому, что они новые. Зачастую все их содержание укладывается в одну брошюру или несколько книжек основателя культа, которые, при их внимательном прочтении, оказываются наполнены множеством логических несуразностей, нестыковок, не согласованных между собой положений. Во-вторых, сформировать устойчивую мировоззренческую доктрину оказывается невозможным из-за изначальной противоречивости тех идей, которые были заимствованы от других религий. Религиозные представления, из которых лидер нетрадиционного культа «сшивает» свое учение, зачастую как раз и отличают одну религию от другой. В-третьих, сами руководители сект, как правило, не стремятся к выражению определенной и логически законченной доктрины, оставляя за собой «последнее слово» с тем, чтобы их учение было невозможно отделить от них самих. Делается это с вполне понятной целью - всегда оставаться для последователей «истиной в последней инстанции».

В традиционных религиях сложившееся исторически предание позволяет верующему человеку не замыкаться на толкованиях другого, даже очень авторитетного и высоко стоящего в иерархии данного культа лица. Здесь можно проверять их правильность, сопоставляя с преданием, существующим уже независимо от мнений отдельных частных лиц. Таковы, например, «Символ Веры» в Церкви, догматические определения Вселенских Соборов, которые не могут быть отменены или изменены никаким лицом - ни простым мирянином, ни патриархом. В сектах отсутствие таких вероучительных норм, правил, равных в обязательном исполнении для всех - и простых верующих и руководителей, - создает возможность манипулирования рядовыми членами со стороны лидеров.

Претензии на надконфессиональную истину. Чтобы громко заявить о себе, новая религиозная идея должна начать с проповеди своей исключительности, своего особого призвания, ставящего ее над всеми, бывшими прежде верованиями. Все традиционные религии отвергаются, как «несостоятельные», «потерявшие истину», «выродившиеся», «искаженные церковниками». При этом наиболее активные нападки совершаются на иерархию традиционных конфессий, поскольку из этой среды привлечь в кого-либо в секту практически невозможно. В ином случае говорится о том, что, в общем-то, другие религии имеют право на существование. Они были когда-то вполне хороши, но теперь, когда возникли новые условия, например, наступила «Эра Водолея» или что-то вроде того, чтобы быть полноценным человеком, пережить грядущую вскоре всемирную катастрофу надо вступить только в нашу группу, усвоить наше учение и т.п.

«Преодоление» всех, возникших прежде религий, может обосновываться псевдонаучной риторикой (сайентология); особой ролью лидера, который якобы «искупил весь мир» (муниты, рериховцы); идей о необходимости «примирения» якобы непримиримо враждующих религий ради всеобщего мира на Земле (культ Бахаи), примирения, при котором все другие религии должны просто исчезнуть, уступив место новому культу. Сектанты активно спекулируют на эмоции духовного опустошения и разочарования людей в современной цивилизации, политическом или социальном строе. Последнее особенно характерно для деятельности некоторых протестантских миссий и квазирелигиозных сект (муниты, иеговисты) в России. Кроме того, претензии на надконфессиональную истину дают возможность беззастенчиво воровать идеи, символы, представления, культовые элементы традиционных религий и включать их в свою систему. Иногда такая «всерелигиозность» приобретает прямо комические черты, когда заимствуются элементы религиозных культур, противоречащие друг другу. Так, в секте «Дружина Тела Церкви Христовой» на молитвенном собрании последовательно читаются «молитвы Мухаммеда», «молитвы Толстого» и «Гимны Солнцу».

Некритическое лидерство. Основатели и руководители деструктивных сект присваивают себе качества и способности, которые призваны поставить их в особое положение. Они во всеуслышание объявляют, что «спасают мир», «возрождают человечество», осуществляют его «искупление», претерпевая, якобы, ужасные страдания от непонимания их миссии со стороны других людей.

Лидер Церкви Объединения Мун утверждает сам о себе: «...в течение последних 50 лет преподобный Мун подвергался гонениям и нападкам во всем мире», «Благодаря Преподобному Муну коммунизм потерпел крах», «Кроме преподобного Муна не существует человека, способного спасти Америку», «Все, что предсказывал преподобный Мун, осуществилось», «Несмотря на всемирные преследования, направленные на мое уничтожение, я жив и твердо стою на вершине мира».

Формируется легендарная биография лидера, входящая в систему верований культа. Типичный пример - история жизни Рона Хаббарда, основателя Церкви Сайентологии (Дианетика). Лондонский Верховный суд в 1984 г. зафиксировал, что Хаббард «для рекламы своей секты и себя лично» распространял ложные сведения. В частности, о наличии у него множества наград за героизм в войне, в том числе медали «Пурпурное сердце», о том, что он, якобы, командовал корветом, был ранен, искалечен, потерял зрение и исцелил сам себя с помощью изобретенной им дианетики, получил специальность физика-ядерщика и по заданию военно-морской разведки разоблачил секту черных магов и сатанистов в Калифорнии. Суд установил, что всего этого - «не было». А в отношении «борьбы» сайентолога №1 с сатанизмом: «Он сам был членом этой секты и активно занимался магическими сексуальными ритуалами». Список присвоенных себе Р.Хаббардом заслуг заключал вывод судьи: «Г-н Хаббард является типичным шарлатаном».

Мария Цвигун (Белое Братство), Сан Мьен Мун (Церковь Объединения), Вениамин Яковлевич Береславский (Богородичный Центр), Иосиф Смит (мормоны), Рон Хаббард (Сайентология), Сергей Анатольевич Тороп (секта Виссариона), Секо Асахара (АУМ Синрике), Чейз Рассел (Свидетели Иеговы), Иван Гавриленко (Юнивер) - эти люди, сделавшие религию своей профессией, превращаются в кумиров, идолов, богов для тысяч последователей уже здесь, в нашей жизни. Во всеуслышание объявить себя всезнающим пророком или богом, - это значит поставить своих последователей перед выбором: или вы во всем, даже мелочах, подчиняетесь мне, или - вы богоборцы, восстаете против бога и потому будете неминуемо наказаны.

Системы нереалистичных, абсурдных, унизительных или опасных требований к адептам. Эти требования, входящие в вероучение сект или вытекающие из него, сами по себе, как показывает практика, не представляют для лидеров сект какой-то ценности и не являются неотъемлемым элементом культа. Они лишь используются в качестве инструмента «сколачивания» сектантской организации и удержания людей в ней. Это делается для того, чтобы психологически объединить людей в трудностях, создать крепко спаянный коллектив, искусственно отделить их от остального общества, сформировать у них сознание своей «особости» и превосходства. Абсурдные или унизительные требования к адептам культа призваны также психологически сломить их, привязать к секте. Если человек идет на поводу, унижает свое достоинство, его легче потом контролировать и эксплуатировать.

Из требований в «Церкви Объединения» С.Муна в отношении почитания юных отпрысков «преподобного»: «Когда Истинные Дети входят в комнату, мы должны поклониться им до земли... члены церкви весело приветствуют их, как своих друзей. А они нам не друзья. Они чисты, а мы - нет. Мы должны раскаиваться и сокрушаться перед лицом Истинных Детей. Это будет правильное отношение... Мы должны иметь постоянное чувство стыда, отдавать поклон, исполнять любое приказание. Таким должно быть наше отношение».

Абсурдный запрет из учения Агни-Йоги: «Никакие животные не допускаются в жилые комнаты... Все низшее привлекает низшее. Кошки вообще рассматриваются как сущности, определенно принадлежащие к темным группировкам».

При необходимости, имея в виду цель самосохранения своей организации любой ценой, эти, якобы «божественные» установления, требования и нормы могут видоизменяться или отменяться вовсе. Приведем типичный пример. В организации «Свидетели Иеговы» существует запрет на употребление крови и продуктов, полученных в результате ее переработки. От людей требуют отказа от переливаний крови по медицинским показаниям (бывают и смерти по этой причине, в том числе детей), а также и всех других «употреблений» крови косвенным путем - через препараты, лекарства и т.п. Существовал и много лет действовал строжайший запрет на прививки, поскольку некоторые из них готовятся с применением продуктов переработки крови. Однако через какое-то время руководство организации столкнулось с проблемой. Западные государства, в связи с массовой миграцией в Европу из Азии и Африки, стали вводить требования о вакцинации от наиболее опасных болезней при получении въездной визы. Миссионеров-иеговистов перестали пускать во многие страны. Поэтому руководство иеговистов в 1952 году было вынуждено снять «божественное» требование отказа от вакцинации, оставив в силе обязательное условие отказа от переливания крови.

Закрытость и стремление оградить своих членов от свободного общения. Многие культовые требования и установки в сектах,под видом необходимости сохранения «истины» сектантского вероучения от мнимых преследований направлены на формирование замкнутых групп последователей, на сужение информационного пространства у людей, связавших себя с сектой. Так, новообращенных в секте С.Муна наставляют: «Мы обеспечим себе хорошее начало, если... сделаем все возможное, чтобы освободить наши души и сердца от прежних отношений, а порой и от воззрений, свойственных нашей культуре. Чем свободнее и чище мы станем перед лицом Бога и Истинных Родителей (С.Мун и его жена - Прим. авт.), чем больше положимся на их решение и выбор, тем благоприятнее будет для нас начало пути в Благословении». Создаются искусственные поселения, строятся специальные «голубые города»: Ауровилль в Индии; поселение Джонстаун «Народного храма» в Гайане и отдельное поместье в Техасе секты «Ветвь Давида» (в них все закончилось массовым убийством и самоубийством); община в пустынной местности около Минусинска - секта Виссариона и т.д. Конечно, не везде заканчивается убийствами и самоубийствами, но отрыв человека от привычной среды, помещение в атмосферу искусственного «рая» создает стрессовую ситуацию, в которой он оказывается психологически ослаблен и более легко управляем.

Тотальный контроль поведения и сознания членов группы. Без разрешения руководителя (ядра лидеров) в некоторых деструктивных культах человек не может вступить в брак (Церковь Объединения С.Муна), сменить место жительства, завести новое знакомство, поступить на работу. Мелочно и придирчиво вторгаются не только во все стороны жизни адепта культа, но и в его сознание посредством системы публичных «покаяний», исповедания своих «нехороших» мыслей перед руководителями или другими членами группы (Церковь Христа, Сайентология). Все эти приемы направлены на то, чтобы человек, однажды попавший в секту, был накрепко привязан к ней не только внешне, но и неформальными узами, и даже в глубине души не держал мысли о возможности ухода.

В некоторых деструктивных сектах для достижения полного отрыва адептов от привычной социальной среды и отношений в обществе сознательно внушаются негативные психологические установки в отношении других людей, даже близких, родных. Типичный пример - Богородичный Центр с его культом ненависти к родной матери. Все люди, равнодушные, а тем более - отрицательно оценивающие деятельность секты, третируются как «двуногие» (оккультно-мистические секты, Агни-Йога), «потенциально опасные личности» (Сайентология-Дианетика), «козлоподобные» (Свидетели Иеговы) и т.п. «Козлы - это упрямые люди, отвергающие братьев Христа и не поддерживающие Божье правление» - то есть организацию Свидетели Иеговы.

Понятно, что эти нравственно-оценочные установки переносятся сектантами на близких, членов семей, которые не разделяют их взгляды, на окружающих новообращенного сектанта - сослуживцев, коллег. Кроме того, они должны служить дополнительным стимулом для человека отдавать всего себя в секте, закрывают пути выхода из организации. Формируется некий дуальный психологический комплекс: культ личности адепта - себя самого в отношении всех других вне секты и комплекс неполноценности - в отношении лидеров. Подобные психологические установки и требования являются средством отрыва адептов от общества, формирования у них сознания своей исключительности, что выражается в понятиях «новая нация», «новая раса» и т.п.

Эта асоциальная особенность культового сознания получает свое законченное выражение в «сатанизации» всего мира за пределами секты в вероучении ряда особенно деструктивных культов. Все люди, не состоящие в секте, объявляются порочными, неполноценными, неспособными к достойной человека жизни. Все социальные институты третируются как инспирации, «порождения Сатаны».

Навязчивое миссионерство. Навязчивое миссионерство является оборотной стороной закрытости и стремления отгородиться от общества. При внешнем различии оказывается, что цели и здесь и там остаются теми же - сплочение группы, удержание в ней людей. Оказывается, что сохранять искусственно созданную общность людей можно двумя основными путями. Либо «запирая» их от внешнего мира, ограничивая информацию, общение, связи. Либо вовлекая в непрерывную истеричную кампанию по вербовке все новых и новых последователей (Белое Братство, АУМ Синрике, Свидетели Иеговы, Церковь Христа, Церковь Объединения С.Муна, Сайентология). В обоих случаях человек лишается возможности критически оценивать свое положение, вероучение и практику культа. Если надо проповедовать, и проповедовать активно, агрессивно, напористо, то некогда думать, рассуждать, о чем ты проповедуешь, настолько это разумно.

Чаще лидеры сект не надеются лишь на духовное устремление адепта «спасти» новообращаемого. Людей запутывают в денежные отношения, связанные с распространением пропагандисткой литературы так, что человек просто хочет вернуть свои деньги, когда настойчиво сует вам яркие книжонки. Сейчас вы возьмете их бесплатно, а завтра отдадите все свои средства, продадите вещи, квартиру.

Массированные миссионерские кампании деструктивных сект сопровождаются самыми грубыми приемами давления, экзальтированным психическим напором и апокалиптическими запугиваниями. Навязчивое миссионерство позволяет психологически «замкнуть» членов сект, поручив им задачу, которая должна занимать все свободное время человека и которая увязывается с «заслугами» для спасения.

Апокалиптические «психозы». Апокалиптические воззрения, то есть представления о «конце света», должном наступить рано или поздно, существуют в традиционных религиях, однако в деструктивных сектах они принимают особые формы. Собственно, эти представления заимствованы сектами у христианства и затем существенно, принципиально изменены. В чем сущность изменений и их цель?

Церковь говорит о невозможности точно определить время конца человеческой истории, как невозможно человеку точно знать время его смерти. Напротив, руководители сект, объявляющие себя богами, сами назначают эти даты. Буквально - на определенный год, месяц, день и даже час. Если надо как-то выкрутится после очередного провала с этими назначениями, поступают более замысловато. Например, в организации Свидетели Иеговы когда-то установили дату «конца света» на 1914 год (до этого были и другие даты). Что называется, «накаркали» - началась Первая мировая война, но никакого конца света, понятно, не случилось. Тогда, по прошествии некоторого времени, когда выкручиваться с датой 1914 года стало уже невозможно, от лица лидеров было возвещено такое пророчество. «Конец» наступит в течение жизни того поколения, которое было рождено в 1914 году. Таким образом, лидеры получили для своего промысла еще не менее ста лет. А там: «либо шах умрет, либо ишак сдохнет», как говорил мудрый Ходжа.

Казалось бы, зачем лидерам сект ставить себя в неудобное положение, подвергать свои организации угрозе распада в будущем? В том-то и дело, что они, как правило, не озабочены никаким будущим своих организаций в таком, всемирно-историческом значении. Главное - сейчас, здесь и теперь получить возможность эксплуатировать духовные и материальные возможности других людей. Потом другие лидеры придумают что-нибудь новое для будущих простаков.

Идея апокалипсиса подается, прежде всего, как идея войны, массового истребления людей, не разделяющих взгляды секты. Поэтому в апокалиптических запугиваниях деструктивных культов особенно громко звучит тема войны, необходимости войны, неизбежности и «полезности» войны. У мунитов: «...неизбежно должны произойти три мировые войны, как поражение трех ступеней мира псевдо-принципа Сатаны», «...мировые войны возникают для установления условия искупления на всемирном уровне для восстановления мира на стороне Бога» «...три мировые войны неизбежно произойдут». У иеговистов: «Как раз условия в мире в наше время показывают, что мы живем во время, когда вскоре должно произойти уничтожение всей этой системы вещей», «...война Бога проложит путь к справедливой новой системе».

Формируется образ «светлого будущего» в виде глобального тоталитарного государства при полном господстве идеологии и лидеров данной секты и недопущении никакого иного мировоззрения. Бог «...удалит нынешние правительства, чтобы проложить дорогу своему справедливому правительству, которое будет править всей землей», «Больше не будет сеющих раздоры ложных религий, общественных строев или правительств... Как же станет легко!» (Свидетели Иеговы). При этом оказывается, что: «Божие Царство - это реальное правительство, которое имеет силу и власть», «Сначала те, кто переживет Армагеддон, будут очищать землю, удалять руины этой злой системы». Контролируют работы «верные мужчины, которые будут следить за тем, чтобы исполнялись все... законы и инструкции». Чтобы остаться живым в этом тоталитарном «раю», больше напоминающим концлагерь, нерадивому работнику «придется стать честным человеком... Лицам же, которые выступят против справедливого правления Бога, не будет позволено продолжать жить и омрачать мир и радость других. Они получат неблагоприятный приговор...».

Известен «Манифест Варшнарамы», книга кришнаитского лидера Х.Свами, ближайшего ученика основателя организации Прабхупады, где описано идеальное, в его понимании, общество. Там «за потоком информации следят брахманы», «система... не проявляет ложной, невежественной милости». Имеются «полезные и бесполезные члены общества», используются «исправительные меры», «стратегия нейтрализации и реабилитации».

Характеристики будущего, когда победит учение Агни-Йоги в «Письмах» Е.Рерих: «Вожди будущего будут назначаться не безответственными массами, но иерархией Света и Знания», «Государство должно изгонять закоренелых невежд», «Множество преступников обратятся к труду под внушением».

Дополнительно к перечисленным признакам деструктивных религиозных направлений и объединений специалистами выделяются:

● Закрытость верхних этажей в иерархии организации от нижних.

● Примитивность, логическая несуразность сектантских мировоззренческих доктрин.

● Использование средств воздействия на сознание и поведение, которые не могут контролироваться адептами или неизвестны им.

● Активно негативное отношение к традиционной семье, государству.

● Пропаганда вседозволенности в нравственной, сексуальной сферах.

● Применение физического и психического насилия, угроз в отношении адептов, их родственников, стремящихся вернуть своих близких в семьи, критиков сект.
© Игорь Куликов, 1999 г.

 
10 октября 2010 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Словарь религиоведческих терминов
  • Основные мероприятия по предупреждению внедрения религиозных объединений деструктивной направленности в образовательные учреждения и органы управления образованием
  • Основные направления внедрения религиозных объединений деструктивной направленности в государственную систему образования
  • Основные направления деятельности органов управления образованием
  • О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время