На западе Украины адепты харизматических сект близки к преобладанию в обществе
Первый заместитель председателя Государственного комитета Украины по делам религий Николай Новиченко озвучил недавно данные о том, что в Волынской, Ровенской и Черновицкой областях количество общин «протестантских церквей» практически сравнялось по количеству с православными общинами. По его словам, под «протестантскими церквами» он подразумевает, в первую очередь, евангельских христиан-баптистов и «христиан веры евангельской - пятидесятников». Тем не менее, озвученная им информация должна вызывать серьезную озабоченность интенсивным развитием в Украине не столько баптистов и пятидесятников, сколько харизматических тоталитарных сект. Данное утверждение чиновника, безусловно, нуждается в дополнительных комментариях.
Протестантизм окончательно оформился еще в XVI веке в результате заключения Аугсбургского религиозного мира 1555 года. К протестантам, чьи корни уходят в данное соглашение, относятся лютеране, англикане, кальвинисты и, если максимально расширить понятие преемственности, методисты. Уже баптисты, появившиеся лишь столетием позже, не являются в строгом смысле протестантами. Это постпротестантское учение, последователей которой принято называть евангеликами. Да и сами баптисты до сих пор именуют свои общины евангелическими церквами. Что же говорить о пятидесятниках, вообще появившихся лишь в XIX столетии?
В Европе история религиозных войн и зарождения протестантизма преподается еще в школе. Однако украинским чиновникам, даже работающим в комитетах и управлениях по делам религий, еще далеко до уровня образования европейских школьников. Как правило, они получали свое образование на советских факультетах и кафедрах истории, философии и «научного атеизма». После многих десятилетий этого самого «научного атеизма» не удивительно, что обыватель воспринимает христианство в качестве трех крупных составляющих - православия, католицизма и протестантизма. И все, что не относится к первым двум, обыватель сваливает в один большой мешок под названием «протестантизм». Разумеется, структура христианства гораздо более сложна. И удивительно, что высокопоставленные чиновники, от которых зависят многие вопросы религиозной жизни в Украине, решение проблем тоталитарных сект, демонстрируют подобный обывательский подход, непрофессионализм и явное несоответствие занимаемым должностям.
Применительно к ситуации на западной Украине непрофессионализм чиновника привел к тому, что благодаря его заявлению, распространенном СМИ, у общественности сложилось представление о «динамично развивающемся протестантизме». Между тем, это не соответствует действительности. Основной рост наблюдается сегодня не у баптистов или пятидесятников, а у харизматических тоталитарных сект. Последние активно формируют себе имидж «протестантских церквей» или «пятидесятников», что более привычно для обывательского уха. Параллельно с этим у самих пятидесятников и баптистов стало наблюдаться отсутствие роста из-за «конкуренции» со стороны харизматов, пользующимися поддержкой своих заокеанских руководителей и даже Госдепартамента США. В том числе под давлением последнего пятидесятники и баптисты на постсоветском пространстве фактически стали сближаться с харизматами. Но если баптисты предпочитают тесное сотрудничество с харизматическими сектами и определенную модернизацию своего имиджа, стараясь при этом все же сохранить свою историческую самоидентификацию, то пятидесятники уже практически полностью трансформировались в харизматические секты, сохраняя лишь свое более «респектабельное» название. Исключение еще, быть может, составляют некоторые сельские общины пятидесятников, куда еще не дошел «религиозный прогресс».
Таким образом, определенного роста им удалось добиться лишь за счет взятия на вооружения тоталитарных методов вербовки и контроля сознания адептов. И несмотря на то, что увеличение количества «общин» в определенной мере является пиар-ходом, а в действительности адепты сект стремятся в каждом городе зарегистрировать несколько религиозных организаций вместо одной, рост все же имеется и это не может не беспокоить специалистов в области сектоведения и структур, призванных защищать интересы государства.