Одним из наиболее значимых явлений в пространстве религиозной жизни XX века являются так называемые оккультные учения. Общепринятого определения оккультизма нет, равно как и не найдено согласие в вопросе, является ли оккультизм формой религиозного знания или нет. Имеющиеся определения и ответы на этот вопрос диаметрально противоположны: от тотального отнесения оккультизма к религиозным или
Многообразие и многофрагментарность современного мира не могли не привести к формированию соответствующей психологической культуры, позволяющей человеку почувствовать себя адекватным обществу. Однако тенденции развития личности в современном мире противоречивы.
У непростий час проголошення Україною незалежності практично нанівець зійшов соціальний захист людей, хворих на алкоголізм. Напевне, якоюсь мірою вплинути на ситуацію може «лікування вірою», адже віруюча людина, як правило, прагне нести любов і добро оточуючим, оберігаючи їх від стресів тощо, які, на жаль, невідворотно тягне за собою алкоголізм.
В настоящее время, время демократических перемен, важно беспристрастно выяснить реальные возможности, пути и механизмы влияния религиозной веры, религиозного мировоззрения в процессе лечения и реабилитации психически больных и на этой основе разработать обоснованные рекомендации и показания к использованию целенаправленных религиозно-духовных воздействий.
С целью изучения характера отношения различных слоёв украинского общества к проблемам психически больных, к психиатрическим учреждениям и к врачам-психиатрам в 2000-2002 гг. сотрудниками Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины (г. Харьков) было проведено специальное социологическое исследование.
Проблема самоубийств с каждым годом приобретает всё более глобальный характер, а суицидальные попытки всё чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. Ежегодно на планете кончают жизнь самоубийством около одного миллиона человек, 25% из которых страдают какими-либо психическими и поведенческими расстройствами (ВОЗ, 2001).
Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979) является крупным отечественным психиатром, одним из основоположников социальной психиатрии, внёсшим неоценимый вклад в разработку клинических основ прогноза трудоспособности при психических заболеваниях и в развитие новых форм медико-социальной помощи психически больным.
Под культом (от латинского cultus - уход, поклонение, почитание) понимают совокупность религиозных обрядов (молитв, заклинаний, жертвоприношений, церковных богослужений и других церемоний), которым приписываются магические способности вызывать сверхъестественные последствия. Культизм является внешним проявлением почитания духов, богов, душ предков, святых и т. д. и присущ каждой религии.
Развитие и становление религий тесно увязывалось с различными философскими концепциями. Более того, ряд религиозных вероучений, например, буддизм, вначале возникли как философские доктрины и лишь потом приняли характер религиозного миропонимания. По мнению выдающегося отечественного психиатра С. С. Корсакова, «психиатрия из всех медицинских наук наиболее близко ставит нас к вопросам философии».
Взаимоотношение естественнонаучной (медицинской) и богословской точек зрения на патологические явления в психике человека на протяжении христианской истории человечества было различным. Условно можно выделить три периода.