22 июня 2006 г., в 65-ю годовщину начала Великой Отечественной Войны, в г. Смела завершился суд над настоятелем храма Святого Рождества Пресвятой Богородицы села Березняки о. Александром Гладченко. Судебный процесс над православным священником был чрезмерно растянут во времени, поэтому имеет смысл напомнить читателю о сути дела. Итак...
29 апреля 2005 г. (в Страстную Пятницу) из Смелы в с. Березняки нагрянуло несколько десятков иеговистов. Цель визита, как выразился на суде один из них, - «помочь людям понять Библию». Каждый из визитеров заранее знал «свою» улицу и ту ее сторону (четную или нечетную) на которой ему предстояло «помогать людям». Очевидно, что акция была спланирована заранее. Этого на суде не отрицали и сами «Свидетели Иеговы».
Отец Александр после утренней службы вернулся из храма домой. Когда ему сообщили, что по селу со своим учением бродят сектанты, он подхватил для острастки стоящую у калитки палку и вышел к ним со словами: «Геть, сатана!» В результате инцидента шесть «Свидетелей Иеговы» предоставили в суд документы о травмах легкой и средней тяжести, в том числе и два заключения о переломах рук.
Первоначально против шестидесятилетнего священника было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство». Для современного судопроизводства разбираемый конфликт был явно неординарен, и после череды заседаний о. Александр от уголовной ответственности был освобожден по амнистии. Да и по сути - действия о. Александра называть хулиганством было глупо. Тогда как же их квалифицировать? Иеговисты вскоре нашли как, инициировав возбуждение нового уголовного дела по статье «разжигание межконфессиональной розни с применением насилия» (ст. 161 ч. 2 УК Украины), то есть нашли на православного батюшку «метод». Такая изощренность возмутила православную общественность, действительно, будто не иеговисты приехали в православное село, а о. Александр заявился к ним на конгресс и там стал «разжигать». «Свидетели Иеговы» жаждали «крови», требуя обвинительного приговора «в воспитательных целях» и возмещения им, помимо прочего, морального ущерба в размере 70 тысяч гривен. То есть они обвиняли о. Александра в том, что он, не дав им распространять свое учение в православном селе в канун Пасхи, доставил им огорчение на сумму в 70 тысяч гривен (около 14 тыс. долларов)!
Суд, начавшийся в Смеле 15 февраля 2006 г., стал резонансным, о нем стало известно не только в Украине, но и во всем православном мире. Процесс длился с перерывами без малого два месяца, а завершился 10 апреля ничем: судья вернул дело в прокуратуру «для проведения дополнительного расследования в связи с неполнотою досудебного следствия».
Аргументы судьи таковы. Досудебное следствие не установило свидетелей побития священником иеговистов, не было установлено и орудие битья. Судья отметил, что в деле имеется свидетельство, согласно которому у Гладченко была небольшая палка, которой нельзя причинить никакого вреда. При этом и сам Гладченко в своих показаниях говорил, что ударял сектантов палкой с целью напугать и изгнать их из села, но не мог ею переломать им рук. Судья в своем постановлении от 10 апреля предписал провести следственные действия для воссоздания обстановки и обстоятельств событий, установить предмет, которым Гладченко наносил удары, провести религиоведческую и судебно-медицинскую экспертизы... Похоже, что документы, представленные иеговистами из травмпункта, вызывали недоверие не только у православных, но и у судьи.
Впрочем, затягиванием дела все остались недовольны - и иеговисты, и православные.
Иеговисты почему-то были уверены, что для обвинительного заключения доказательств в деле достаточно. Им хотелось, как писал один из них в апелляционной жалобе (бывший работник уголовного розыска), «чтобы решение суда действительно носило воспитательный характер среди населения в духе любви и уважения друг к другу», то есть хотелось обезопасить себя в будущем при наездах на села, при приставании к людям на улицах, при шастании по квартирам.
Для православных же было очевидно, что если после года следствия и судебных разбирательств в деле нет достаточных доказательств вины, то о. Александра необходимо немедленно оправдать. Хотя православному человеку и без того ясно, что не о. Александр «разжигал рознь». При этом ему не сложно заподозрить иеговистов в том, что те окончательно хотят сбить народ, уже затурканный революциями и расколами, с пути истинного, с пути, которым прошли святые Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Кукша Обесский... И как их после этого называть? И как к ним относиться?
В Апелляционный суд Черкасс поступили соответствующие жалобы, в результате чего было отменено постановление Смелянского райсуда о доследовании. Апелляционный суд направил дело для дальнейшего рассмотрения в тот же суд, но в новом составе.
22 июня 2006 г. Смелянский райсуд, вновь применив закон об амнистии, освободил священника от уголовной ответственности по статье «разжигание». Вероятно, это решение можно считать компромиссным для нашего времени. По мнению наблюдателей, «Свидетели Иеговы», имея мощную поддержку в некоторых зарубежных и отечественных политических кругах, располагая значительными финансовыми ресурсами, вполне могут инициировать новое дело против о. Александра. «Свидетели Иеговы» - организация, запрещенная в ряде стран как тоталитарная секта, даже и в США зарегистрированная как коммерческая, хочет и впредь в Украине чувствовать себя комфортно. Известно, что во Франции эта организация судом была признана коммерческой, после чего иеговисты, не желая платить соответствующие налоги, ушли в «тень». В Москве «Свидетели» запрещены как тоталитарная секта. Как видим, далеко не везде они себя чувствуют уютно, как у нас. Однако в тех государствах, где «отцы народа» не имеют воли тем или иным способом защитить от тоталитарных нахрапистых сект традиционные верования своего народа, там время от времени поднимается волна народного сопротивления. Яркий пример - Грузия.
Два года назад, в марте 2004-го, в Тбилиси грузинский спецназ, с применением слезоточивого газа и «демократизаторов», штурмом овладел православным храмом и арестовал священника
о. Василия Мкалавишвили и его сподвижников. Показательно, что спецоперацией руководили: министры внутренних дел и безопасности, секретарь совбеза и командующий внутренними войсками! Вы, может быть, подумали, что Мкалавишвили - это какой-нибудь жуткий международный террорист? Вовсе нет! Хуже! Он осмелился возглавить группу сопротивления насаждаемым в Грузии тоталитарным сектам. Пресса писала о разгоне им собраний иеговистов. Действия Мкалавишвили были реакцией на политику агрессивного прозелитизма со стороны иеговистов.
Конгресс США строго потребовал от властей Грузии пресечь насилие в отношении подобных сект, фактически расчищая им путь к процветанию в ущерб традиционному грузинскому православию. Как известно, президент Михаил Саакашвили (острословы говорят СШАкашвили), министры и прочие грузинские чиновники находятся на денежном содержании США, поэтому-то они так резво и выполнили директиву Конгресса. Жестокость спецоперации вызвала открытый протест в различных кругах Грузии. Грузинский президент, стараясь пригасить разбушевавшиеся страсти, заверил своих сограждан, что его «первоочередная задача как президента страны и православного христианина - усилить православие в Грузии и не допустить экстремизма и раздора в Церкви». При этом он авторитетно уточнил, что «от вредного иностранного влияния и экстремизма Грузию должно защитить грузинское государство, а не какой-то местный экстремист». После чего о. Василий получил 6 лет тюрьмы. А о том, каким образом грузинское правительство борется с иностранными влияниями, насаждающими секты, пока ничего не слышно.
И по Украине не слышно.
В Березняках реакция на визит иеговистов была такова, что на визитеров и собак грозились спустить, а некоторые мужики уж и за вилы взялись. Например, допрошенный на суде Ю. Г. Нечай показал, что когда услышал на улице шум, то вместе с другими соседями вышел на улицу, вооружившись лопатой и вилами, защищаться от «нашествия».
Безусловно, защищать народ от всех видов нашествий - дело не одиночек, дело государственное. Но когда государственным мужам не до коренных нужд народа, на сцену выходит герой.
Не исключено, что инцидент в селе Березняки - всполох грядущих цивилизационных битв, когда коренные народы, просвещенные православием (ныне истребляемым и подменяемым), окажут губителям достойный отпор.