«Слово о полку Игореве» описывает сон Святослава Олеговича перед неудачным походом его сына, новгород-северского князя Игоря на половцев. Во сне Святослав видит Плиснеск - в те времена небольшой город, укрепления которого, согласно результатам археологических исследований, занимали 2,8 га - немного по сравнению со стольным Киевом, удельными Черниговом, Владимиром или центром какого-то другого княжества.
Упоминание «Слова» переносит нас в события 1085 года, а представленные в нем детали натолкнули ученых на мысль, что его создатель непременно должен знать Плиснеск, так как «кисани» - это не просто «влажные дебри», но и современное урочище «Кицарки» вблизи веками заброшенного уже городища. Рядом - хутор Плиснеск. В распоряжении исследователей истории поселения издавна были два места из летописи, в частности из Ипатского списка. В первом из них речь идет о 1188 годе, когда владимирский князь Роман Мстиславович пытался засесть на княжеском престоле в Галиче:
«Роман между тем выпросился у тестя своего у Рюрика [пойти] на Галич, говоря ему: «Ведут меня галичане к себе на княжение. Пусти-ка со мной сына своего Ростислава». И Рюрик послал с ним своего сына и Славна Борисовича воеводу. Роман тогда вперед послал воинов к [городу] Плиснеску, чтобы они сначала напали на Плиснеск. Но они [горожане] затворились, а угры и галичане застали их [воинов Романовых] у Плиснеска - тех захватили, а иные бежали».
Следующее упоминание – 1233 год: «А как появилась трава, Даниил пошел с братом и с Александром [в город] Плиснеск. И придя, он взял его от [бояр] Ярбузовичей, большую добычу взял, и вернулся во Владимир». В цитате есть фрагмент описания борьбы Даниила Романовича, где союзником его выступает белзский князь Александр Всеволодович.
В летописях есть разные варианты написания названия поселения. Подгорецкий монастырь - тоже «издавна именуемый Плиснецкий». И именно с монашеской обителью связан текст на каменной таблице, который можно увидеть в стене монастырского храма слева от алтаря: «Благодатная княжна Елена, дочь князя Всеволода, году 1180 этот монастырь впервые учредила». Княжна - никто иная, как сестра вышеупомянутого князя Александра Всеволодовича.
Вероятно, основой для надписи, выполненной в XVIII веке, служила более древняя, с прежней церкви. Предположение после прочтения всех этих источников возникает одно: современный монастырь - случайно не наследник княжеских еще времен? Важные доказательства непрерывности монашеской жизни в Плиснеске и Подгорцах ученые получили в последние годы. Как оказалось, только на территории летописного Плиснеска в разное время функционировали две монастырские и четыре приходские церкви. Более того, религиозная история в этом месте началась еще во времена язычества - с конца VII века, когда на оконечности мысового возвышения возникло языческое культовое место. Его обнаружили в 2009 году.
Тогда археологи открыли лишь незначительную часть остатков языческого храма, наземных зданий-контин и «жертвенного пояса» - закрытого ритуально-похоронного комплекса. Время их функционирования приходился на последнюю четверть I тысячелетия н.э. В плане культовое место занимало приближенную к овалу форму. Сам языческий храм имел размеры 9,6 на 9,6 м и входы-выходы в каждой из стен. Его пол был устлан мелкими и среднего размера камнями. В этом случае ученые прослеживают аналогии с площадкой культового назначения в центральной части городища раннежелезного и славяно-русского времени в с. Подгородище Перемышлянского района на Львовщине.
Жертвенный пояс действовал до конца Х века, то есть до времени, когда Владимир пошел походом на хорватов и, если принять летописное слово, «посек» их города и поселения. Археологи наткнулись на этот схрон, когда он уже был разрушен раскопками. Работать там пришлось чуть ли не с пинцетами, ведь на расстоянии 40 метров полукругом простирается останки человеческих костей, иногда толщиной до 75 сантиметров. Это и мужчины, и женщины, и дети. И все - разрезанное. Кости выложены в какие-то системы. Очень сложно это понять - все находки еще предстоит сложить в единую большую систему. Показательно, что в остатках домов-контин, очевидно, помещений языческих жрецов древних славян, во время раскопок тоже нашли остатки костей людей, нож для жертвоприношений - скамаракс, и череп лошади. Все это датировано VIII-IX веками.
Во время похода Владимира на хорватов (992-993 годы) городище было сожжено. О полном уничтожении Плиснеска в конце Х века свидетельствуют следы пожара всех сегодня исследованных линиях обороны. Впоследствии, в XI веке, на его месте в верхней части на плато восстал древнерусский город, площадь которого является дискуссионной. Бесспорно, оно возводилось на месте нефункционирующих славянских оборонительных линий. С этого времени начинается древнерусский период в истории летописного Плиснеска. Город строился по бугровским (замковым) образцам: детинец - посад - окольный город». Ученые выделяют в развитии древнерусского Плиснеска два периода: начало XI века - первая треть XII века, а также вторая треть XII века - середина XIII века.
Причем оба периода отличаются не только изменениями в материальной культуре (совершенствование производства керамики, замена углубленных жилищ наземными, печей-каменок - глинобитными, появление уличной застройки и т.д.), но и духовной - переходом от язычества к христианству. В середине XII века в Плиснеске, как и в регионе вообще, по выводам археологов, произошло массовое внедрение христианства и переход к захоронениям в грунтовых могилах. И действительно, изменения погребального обряда ярко отражают постепенное отмирание язычества: IX-Х века, славянские времена - их характеризует кремационной грунтовой могильник; XI век - начало XII века - курганный могильник в урочище «Порубы» с кремационными и ингумационными захоронениями (еще в начале XIX века в нем насчитывалось 300 курганов); середина XII века - середина XIII века - ингумационные захоронения, которые исследователи считают захоронениями христиан.
Согласно письменным источникам, крещение Руси состоялось в 988-989 годах. В то же время материалы археологических исследований дают основания констатировать, что массовое появление ингумационных грунтовых христианских захоронений, которые свидетельствуют о полном внедрении христианства, приходилось только на середину XII века. При этом ранние деревянные храмы и околоцерковные дворы, то есть кладбища, появились в украинском Прикарпатье только в середине XII века. Всего к периоду XII-XIII веков принадлежат четыре грунтовых могильника с обрядом трупоположения: два в средигородье и по одному на детинце княжеских времен (урочище «Замчиско») и в урочище «Церквиская».
Кладбища в те времена были при церквях. Следы одного храма обнаружены в урочище «Церквиская». Другая церковь действовала в юго-западной части кладбища на детинце. Дело в том, что уже в конце XII века детинец перенесли из «Оленьего Парка» в центр города Плиснеского городища (урочище «Замчиско»), а на старом месте построили храм (и, вероятно, монастырь) - первый известный. По монастырскому преданию эту церковь назвали в честь Св. Спаса. На месте древнеславянского святилища к тому времени уже успели простоять жилые постройки.
Опираясь на археологические и топонимические данные, можно считать, что в конце XII века монастырская территория, скорее всего, была размещена в урочище «Олений Парк». Здесь обнаружили фундаментные рвы, заполненные известняковым камнем, глазурованную керамическую плитку и бронзовую оковку от окон. Это возможные остатки древнерусской церкви. Археологи нашли на городище новые предметы религиозного обихода конца XII века: крестик-складень и медальон, на котором с одной стороны изображен св. Василий Великий, а с другой - св. Николай.
В XIII веке монастырь с первоначального места в «Оленьем Парке» перенесли в средигородье Плиснеска, в урочище «Высокое городиско», где он просуществовал до XIV века. Оттуда до современного монастыря - 300 метров. В конце XV века - начале XVI века обитель переместили снова, на этот раз в западную часть бывшего славянского городища. Поэтому в течение XV-XVII веков церковь стояла уже на территории современного монастырского кладбища, в 150 метрах к северу от нынешней. На нынешнем монастырском дворе, рядом с колокольней, обнаружили фундаменты и подвалы еще одного каменного храма.
Исследования позволили установить, что храмов-предшественников современного было несколько: три из них поочередно стояли на одном и том же месте, у колокольни. Впоследствии там же возвели колокольню, которая просуществовала с современной церковью до середины XIX века. Археологи обнаружили в этом году остатки трех церквей XVI-XVII веков, одной церкви XVIII века и колокольни, возведенной в восточной части фундаментов этих храмов в начале XIX века. К слову, именно эта колокольня появляется на кадастровой карте Подгорецкого монастыря, сделанной в 1844 году.
Однако археологические данные о религиозной истории старинного Плиснеска, хотя и богатые, не позволяют ответить на все вопросы - прежде всего, четко соотнести остатки храмов с известными из письменных источников их названиями. К примеру, шематизм василианского ордена, изданный в 1867 году, вслед за летописью монастыря сообщает, что деревянная церковь, заложенная княжной Еленой в XII веке, то есть Спасская, простояла до 1706 года: «Но как Батый укрепленный город Плиснеск, замок и монастырь взял и только деревянная церковь в лесу сохранилась, ютились при ней из-за недостатка фундушей только временами странствующие монахи».
В летописи обители упомянуты размеры храма «из дерева-лиственницы округлого локтя семь в длину и на шесть в ширину». Сейчас локализовать эту церковь невозможно, особенно, если учесть, что существовать она должна была с XII века до начала XVIII века. Сообщает монастырская летопись также информацию о пещере у колодца, на месте современного монастыря, в которой с 1583 года жил уроженец города Белый Камень старец Зосима, ставший еще в молодости монахом на Афоне, но вернувшийся в Галичину: «Был же монах простой, жилье его было в земле выкопано, в пещере при колодце, так как из-за зависти тогдашних мирских священников села Подгорцы запрещено ему при церкви самой жить», читаем в летописи.
В 1659 году, согласно той же летописи, в Плиснеск из Скита Манявского пришел законник Созонт Ломиковский, который совместно с еще одним монахом возродил здесь монашескую жизнь. При игумене Илье Гостиславском, в 1661-1665 годах, в монастыре возвели церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, трапезную, кельи, хозяйственные постройки, окружили обитель оборонительной стеной. Монастырь в те времена был на горе, вблизи и частично на современном кладбище. Поэтому можно предположить, что именно остатки Благовещенского храма нашли в этом месте. К слову, Илья Гостиславский пришел в эти края также из Скита Манявского.
Подвижников веры поддержал хозяин Подгорцев и окрестностей Станислав Конецпольский, предоставив средства на строительство и землю для хозяйства. Во времена этого славного игумена в монастыре находились 20 монахов. В 1675 году обитель ограбили. Участников тогдашней обороны монастыря от Орды похоронили в церкви, наверное, в ее подвалах. Монахи спрятались в Подгорецком замке и в пещерах, а потом разбежались. Поэтому пошла речь о новом заселении монастыря братьями из Скита.
В 1687 году Ян III Собеский, а именно королевской семье Конецпольский подарил Подгорцы, разрешил брать дерево в своих лесах для возведения нового монастыря и церкви под горой. Также король отписал василианам село Голубица. Игуменом в 1686-1729 годах был о. Парфений Ломиковский, при котором монастырь перенесли на террасу под горой, на место у колодца. Тогда в обители находились 24, а то и 30 монахов. В 1689 году игумен, являясь одновременно архидьяконом при львовском епископе Иосифа Шумлянского, был в Москве - доставлял туда послание владыки для царевичей Иоанна и Петра Алексеевича (последний - будущий Петр I), их сестры Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. Путешествие с возвращением продолжалась с 30 мая по 21 декабря по старому стилю.
В 1691-1692 годах в Плиснеске построили новые храмы: Благовещения Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. А в 1694 году в Подгорецкий монастырь перенесли чудотворную икону Божьей Матери из села Голубицы. Тогда ее разместили в Благовещенской церкви. В 1700 году монастырь вошел в единство с Апостольским Престолом, а в 1739 году был инкорпорирован в Орден. В 1726 году обитель пострадала от пожара и в течение 1726-1750 годов в ней построили современную церковь св. Онуфрия.
В стене барочного храма сохранилась надпись на памятной таблице, созданной по этому случаю: «Эта церковь, посвященная Христу Спасителю, Благовещению Пречистой Девы, под опекой святых - Иоанна Крестителя, пустынножителей Онуфрия, стараниями мужа особой набожности отца Парфения Ломиковского Ордена святого Василия Великого, архидиакона львовской кафедры, игумена этого монастыря, построена, оборудована и украшена». Отец Парфений оставил братии капитал в размере 40 тысяч злотых под процент и еще пять тысяч злотых - на хозяйство.
Монастырская летопись, написанная иереем Василием при игумене Ломиковском и доведенная впоследствии до конца XVIII века, сохранилась. С 1710 года отцы также начали вести помянник. В 1754 году Апостольская столица издала декрет о коронации чудотворной иконы Подгорецкого монастыря и предоставлении главному алтарю его церкви права полного всегдашнего отпущения. Коронацию иконы совершил 25 июня, в день св. Онуфрия, епископ Лев Шептицкий. В течение следующих четырех лет продолжалась работа над иконостасом-алтарем монастырской церкви. Его проект создал знаменитый архитектор Павел Гижицкий, а воплотил резчик из Почаева по имени Степан.
Создали и два боковых алтаря: Усекновения Честной Главы Иоанна Крестителя и Преображения Господня. В 1754 году в Подгорцах были девять монахов во главе с игуменом о. Георгием Юркевичем. В 1777 году - столько же, но уже во главе с игуменом о. Винцентом Загоровским. В 1780 году их было восемь, в 1818 году - пятеро. В 1780-х годах, при игумене о. Анатолин Водзинском, в обители построили новый монастырский дом. Одним из благотворителей в те времена выступал Подольский воевода Вацлав Жевуский. Также в течение 1770-1780-х годов при монастыре действовали философско-богословское образование для монахов, преподавал известный василианский богослов, автор «Тезисов по общей философии» о. Иларион Тарасовский.
Во времена австрийского императора Иосифа II, в 1785 году, Подгорецкий монастырь хотели ликвидировать, но от этого его спасла пастырская работа монахов в селе Голубица. Из событий XIX века выделяется то, что в 1810 году настоятель Подгорецкого монастыря Варлаам Компаневич и чиновник по фамилии Гейслер организовали первые археологические раскопки на территории Плиснеска. Они обследовали городище и раскопали три кургана в его северной части. В 1859 году Ириней Яворский нашел среди старых бумаг рукопись с житием о. Иова - основателя Скита Манявского. Скорее всего, это произведение написал один из монахов, которые, по крайней мере, дважды переселялись в Плиснеск из Скита. Документ опубликовали в «Заре Галицкой».
А в монастырском помяннике в марте 1861 года есть запись о чествовании отцами памяти Тараса Шевченко - в Подгорцах это сделали едва ли не первыми в Украине. В 1867 году в Подгорецком монастыре было четверо монахов во главе с игуменом о. Юлианом Телишевским. Обитель имела богатую библиотеку, которой в свое время пользовался также Иван Франко. Среди других ценностей в библиотеке были сборник писаний Ивана Вышенского и семь написанных от руки Ирмолоев. Впоследствии указанные рукописи передали в библиотеку Свято-Онуфриевского монастыря во Львове. В 1900 году Подгорецкий монастырь приняли реформированные василиане.
В течение двух межвоенных десятилетий обитель была центром многочисленных отпустов. С ней была связана деятельность основателя «Записок Ордена св. Василия Великого» о. Иосафата Скрутеня. В течение недолгого времени в монастыре действовал новициат Конгрегации Сестер Мироносиц. Памятник сильно пострадал во время боев между солдатами украинской дивизии «Галичина» и советскими войсками в 1944 году. В 1946 году монахов арестовали, в том числе последнего довоенного игумена о. Мартинияна Луцива. До 1960 года в монастырской церкви еще проводили богослужения, но и ее закрыли по «добровольному согласию на то верующих».
Храм начали использовать как склад, монастырь же - как туберкулезный диспансер. Пастыри служили в Подгорцах и окрестностях подпольно. Первую публичную Литургию во дворе обители 24 декабря 1989 года отслужил о. Владимир Палчинский. В храме Служба Божья прошла уже 7 января 1990 года. Монастырь вернули настоящим хозяевам, и первым игуменом стал о. Павел Яхимец. Сохранили верующие и чудотворную икону - ее в годы атеистических преследований спасла семья Михаила Пигана, в частности его дочь София Гищинская. Икону реставрировали в 1998-1999 годах. Уже в 2000-х годах Подгорецкий монастырь хотели захватить члены секты Догнала, но это им не удалось.