Крылос - село Галицкого района на основной дороге Львов - Рогатин - Ивано-Франковск, население - около 1700 человек. Село известно благодаря регулярным археологическим исследованиям местных артефактов основного административного, религиозного и культурного центра Галицкого княжества. Прежде всего, это кафедральная Богородичная (Успенская) церковь XII в., часовня св. Василия (XVI в., на руинах кафедры), новая Успенская церковь (XVI-XX вв.), митрополичьи палаты (летняя резиденция епископов и митрополитов Львовских Греко-Католической Церкви, XVIII в.).
Теперь в митрополичьих палатах действует Музей истории древнего Галича, а все названные достопримечательности расположены практически на одной парцели в центре села. Другая важная достопримечательность Крылоса известна меньше. Возможно, потому, что она не вписывается в общеприемлемый канон истории Галичины, Украины и Восточной Европы в целом, который заключается в акценте на истории славян как культуртрегеров региона. Задолго до славян здесь была керамическая культура раннего железа - фракийского гальштадта X-VI вв. до н.э. Неприметные, мелкие и почерневшие черепки свидетельствуют, что храм наши предки построили на месте поселения, существовавшего здесь на 1500-2000 лет раньше.
Курган, который летопись называет «Галичина Могила», находится неподалеку, примерно в 200 метрах на юго-западной окраине Крылосского городища. Теперь это одинокий курган среди лугов, но в период летописного Галича он доминировал над городом. Курган исследовали неоднократно, здесь удалось найти остатки сожженной лодки, наконечники копья и стрел, три топора, тесло и тому подобное. Поскольку археологи не выявили человеческих останков, то сделали вывод, что это кенотаф - символическое захоронение с целью сакрализации локуса.
Действительно, летопись подтверждает факт использования Галичиной Могилы в обряде интронизации галицких князей, когда князь в сопровождении знати восходил на вершину. А датировка находок X веком свидетельствует о том, что кенотаф обустроили наши прямые предки. Впрочем, не исключено, что захоронение могло быть и настоящим. Курган несколько раз раскапывали дилетанты, а во время Первой мировой, когда через Крылос проходила линия фронта, на Галичиной Могиле устроила блиндаж австрийская армия. На протяжении войны Станислав переходил из рук руки аж шесть раз. Поэтому урны с прахом могли просто выбросить во время копания блиндажей.
Галицко-Волынская летопись свидетельствует о том, что в княжеский период существовала определенная легенда об основании Галича, в которой Галичина Могила занимала центральное место. Ее считали сакральным захоронением основателя города. Есть мнение, что Галич происходит от «гал», то есть кельт. Кельтские племена доходили до территории современной Галичины. Воочию можно увидеть мощные и хорошо сохранившиеся земельные укрепления города той эпохи в селе Подгородище Перемышлянского района. Правда, кельты здесь не доминировали, были «национальным меньшинством». Но славяне, а вполне возможно и их предшественники, любили выбирать своих руководителей из представителей других этносов.
На кельтское происхождение легендарного основателя города косвенно указывает развитый соляной промысел, которым славился Галич (скорее всего, город имел свой «столичный» статус именно благодаря залежам соли). Ведь именно кельты начали промышленную добычу соли. Поэтому Галич может просто означать «город гала». Конечно, преемственность между средневековым Галичем и его предшественником не прослеживается. Однако информация о том поселение периода фракийского гальштадта могла дойти уже до наших непосредственных предков в виде легенды, которую намеревался рассказать летописец и которая натолкнула жителей Галича в Х в. устроить кенотаф легендарному основателю города.
Существует еще одна версия происхождения названия города - «соляная». Предполагают, что в основе названия топонимов лежит древнегреческое слово «hal» - «соль»: Галич – «соляной город», а Галичина – «соляной край», то есть, что названиям этим не менее двух с половиной тысяч лет и связаны они не с кельтами. Но прямая увязка с древними греками едва ли найдет сторонников среди ученых. Как бы то ни было, Галичина Могила может занять выдающееся место в истории Галичины как важный сакральный символ края, едва ли не единственный русинский памятник, связывающий современных русинов с традициями населения предыдущих эпох.