Говорить о конкретной дате возведения этого сооружения не берутся ни архитекторы, ни искусствоведы. Известно, что архитектурные особенности древней части храма, то есть основного массива нави, характерны для XIV-XVI вв. В документах не говорится о крупных пожарах в городе, кроме как 1672 г. Записи о храме сохранились в шематизмах Львовской епархии 1627 г. Церковь святого Николая уютная, и если наметаный глаз может заметить внешний диссонанс между древней частью нави и возведенным позднее притвором, то внутри все органично, хотя в одном месте перекрытие имеет звездные, ребристые своды, отсутствующие в другом. Причина гармонии проста - различие архитектурных стилей исправил во время росписи Модест Сосенко. Готические своды он сумел одновременно подчеркнуть рисованными желто-коричневыми арками и сгладить пастельно-зелеными растительными орнаментами, плетеными розетками, геометрическими узорами. Фон росписи стен церкви синий. И на этом «небе» летят, молитвенно сложив руки, ангелы в вышиванках. Мысль «украинские ангелы» появляется как-то подсознательно. Ее словно кто-то подсказывает. Когда в храме святого Николая действовал музей атеизма, ангелы пострадали больше всего. Здесь «строители будущего» застали все и одновременно. Нынешняя Николаевская церковь - образец ухоженности. Совсем не кажется, что ее пространство творили в течение примерно половины тысячелетия, хотя сохраненное в акте генеральной визитации 1762 г. описание храма позволяет нарисовать в воображении иное, чем теперь, положение вещей. К примеру, в указанном году вокруг церкви было старое кладбище. Внутри же был иконостас – «Деисис с образами старосветской сницарской работы и рисования». О нем известно мало, ведь уже в 1765 г., при священнике Дионисии Мшанском, декане Золочевском и Белокаменском, этот иконостас заменили другим. Как предполагают искусствоведы, часть образов этого иконостаса сохранилась - «Христос Учитель» и «Богородица с Младенцем» из часовни василианского монастыря в Золочеве. Их относят к «кругу немногочисленных сохранившихся высокохудожественных произведений львовской школы иконописи». В древности обе иконы не были овальной формы, как сейчас. Их обрезали так, что нимбы Христа и Богородицы выходят за пределы изображений. Были в старой церкви Золочева до перестройки XVIII в. многие воты (жертвенные приношения), особенно перед висевшей посреди храма на шнурке двусторонней иконы святого Николая и Одигитрии кисти золочевского художника Федора Бурковского. В наши дни у этой иконы можно помолиться не в Николаевской церкви, а и в церкви Вознесения Господня при василианском монастыре. Оба ее изображение разделили. В церкви святого Николая первоначально находилась и икона «Святой Николай с житием», написанная в XVII в. одним из художников львовского цехового отделения. Вполне возможно, что это мог быть Федор Сенькович или его ученик Николай Петрахнович-Мороховский. Кроме основного, в храме до XVIII в. действовали еще два алтаря - Матери Божьей и святого Николая. Первый из них имел отпуст. Известно, что в 1760 г. плакала икона Богоматери, которая находилась в нем. Вторым рождением храма стала его перестройка 1765 г. Показательно, что средства на осуществление соответствующих планов василиане получили не только из пожертвований простых прихожан. Но и от старосты Каневского Николая Потоцкого - того самого своевольного, но очень предприимчивого шляхтича, который ради славы однажды въехал в Варшаву в бричке, запряженной медведями, который не познал счастья в семейной жизни и, наконец, сам на склоне лет ушел в василианский Почаевский монастырь. Потоцкий принципиально носил оселедець, разговаривал «по-русски», то есть, на украинском языке, и опекался храмами, особенно теми, которые носили имя святого покровителя. Поэтому в 1746 г. василиане из Золочева получили от магната в подарок 46 тыс., а в 1766 г. - 50 тыс. злотых. Новый алтарь для церкви делали, скорее всего, в Почаеве. Его авторами были ученик Иоанна Георга Пинзеля Антон Штиль, иконописец-василианин Яцко Калинович и, возможно, иконописец Юрий Радивиловский. Алтарь XVIII в. сохранился до начала ХХ в. По заказу священника Степана Юрика его обновил Модест Сосенко. Художник добавил в наместный ряд вместо праздничного Николая Андрея Первозванного. В то время лучшим прототипом для изображения апостола Андрея была фигура митрополита Андрея Шептицкого. Именно его изобразил в образе апостола Модест Сосенко. Поэтому на присутствующих в храме митрополит смотрит до сих пор. Глаза - грустные, в правой руке держит Священное Писание, левой придерживает «Андреевский крест». Митрополит Шептицкий также стал прототипом Феодосия Печерского. В этом случае взгляд - строгий. Видно только десницу святого. Кстати, лицо святого Антония Сосенко тоже не придумал, а изобразил с отца Степана Юрика, которого имперские власти ссылали в Вологду, а поляки удерживали в золочевской тюрьме. Преследования не сломили священника, а «советы» не разрушили церкви Николая. Когда ее решили сделать музеем атеизма, иконостас и много других икон выбросили. Многое спасли искусствоведы и простые люди - образы попали если не в музейные фонды, то на частные чердаки. Приносить все назад начали в 1990 г., когда храм вернули общине. Для сохранения аутентичности, реставраторы изучали фото интерьера церкви 1925 г. и 1960 г. Некоторые из икон найти так и не удалось, другие оставили в музейных собраниях. Главный иконостас вновь обновили.
Винницкая Староместская - известная церковь с забытой историей
24.05.2016, Статьи
Сугдея - земля святынь
12.04.2016, Статьи
Церковь-крепость святого Ильи
22.04.2016, Статьи
Теребовлянский Николай
28.04.2016, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!