Украинским Микеланджело называют галицкого скульптора XVIII в. Пинзеля. Только после кропотливого труда десятков людей в архивах, музеях, в старых церквях, которые во времена СССР превращали в музеи атеизма и склады, известным стало имя художника из Бучача, наследием которого заинтересовался даже парижский Лувр, ведь аналогов его творениям в Европе нет, говорят искусствоведы. Когда собрали скульптуры этого мастера, оказалось, такой динамики в своих творениях до него не мог достичь ни один из предшественников. По стилю скульптора его творчество перекликается с чешской и баварской скульптурой. На Пинзеля повлияло и барокко Италии, ведь чувствуется, что он был непосредственно знаком с лучшими произведениями эпохи Возрождения, в частности наследием Лоренцо Бернини и близкого ему по духу Микеланджело. Кроме упомянутых уже воздействий европейского Возрождения, в его работах чувствуется влияние готики, украинской деревянной резьбы и даже византийского искусства. Но Пинзель не остался в рамках названных первообразов, а перерос их, переосмыслил и стал основоположником новой экспрессивной барочной пластики. Пинзеля называют Загадочным Мастером, ведь о его жизни до появления в Бучаче неизвестно ничего. Он приехал в Бучач уже сложившимся художником. С одной стороны имеем перед собой очевидность очень большой творческой продуктивности, а с другой стороны Старый Мастер - сплошная загадка. И действительно, если отобрать собственно документальные свидетельства о жизни Пинзеля, их окажется очень мало - недостаточно даже для короткого жизнеописания. Так, исследователи предполагают, что он появился в Бучаче где-то в 1740-х гг. Первое документальное упоминание о мастере нашли в архивах в 1995 году. Запись в церковных книгах бучачского прихода говорит о браке «шляхетных Иоанна Георгия Пилзе, младшего скульптора алтарного, и вдовы Кейтовой, Марианны Елизаветы Маевской». Следующие две записи со сведениями о Пинзеле есть в книге крещений того же Успенского приходского костела Бучача. В них находим сначала, что «Адальберт Собецкий окрестил ребенка именем Бернард сына благородного Григория Пилзе и Марианны законных супругов. Держали при святой купели благородный пан Бернард Меретин, архитектор светлейшего ясновельможного Пана и Сосновская из Бучача». В 1759 г. окрестили второго сына - Антония. «Иоанна Пилзнова и Марии, законных супругов. Держали при святой купели Казимир Писарский и Власиевичева из Бучача». Но уже в 1762 г. имеем последнюю запись об Иоанне Георгии Пинзеле: о том, что вдова Элизабета Пилзнова вышла замуж за Иоанна Беренсдорфа. Это дает основания утверждать, что Мастер умер где-то в конце 1761 г. и жена после годичного траура вышла замуж в третий раз. Впрочем, записи о смерти Пинзеля не нашли, не удалось также найти его могилу в Бучаче. Не известна и дальнейшая судьба сыновей скульптора. Можно только предположить, что его вдова с детьми выехала куда-то в Австрию или Баварию вслед за новым мужем. Сейчас чаще всего исследователи творчества художника употребляют вариант фамилии «Пинзель», хотя в архивных документах кроме него можно встретить также «Пилзень», «Пинцель», «Пилце». Интересно, что по данным Международного генеалогического индекса в XVIII веке в Европе известны два человека с фамилией Пинзель. Имя первого из них неизвестно и, учитывая то, что запись сделана в 1991 году, когда имя скульптора еще оставалось невыясненным, можно предположить, что запись касается именно Иоанна Георгия. Он, согласно этим заметкам, родился в 1700 г. в Польше. Следующая запись - о Михаэле Пинзеле, который 22 октября 1704 г. женился на Марии Пэкер в Кёнигсвальде, Цвиккау, Сахсен. Эта информация довольно интересна, ведь искусствоведы и историки искусства неоднократно предполагали, что творчество Пинзеля связано с Богемией, Силезией, Баварией. Саксонией - историческим славяно-германским пограничьем. По варианту фамилии Пильзе в Европе известны также два человека: Христиан Пильзе, родившийся в 1772 г. близ Познани, и Уайт Пильзе, крещеный в 1569 г. в Вюртемберге. Отметим, что существовал также вариант фамилии Пельзе - в Пруссии и Венгрии. В 1999 г. на Баварском художественном рынке появились шесть боцетти (уменьшенные образцы скульптур), которые считали «чешскими». Работы сразу же закупил Баварский национальный музей в Мюнхене. Появление работ мастера в Баварии подтверждает гипотезу тех ученых, которые искали первоисточники формирования пластики Пинзеля в резьбе мастеров южно-германских земель и считали, что творил скульптор под влиянием пластических основ готики. Отличительно в этом отношении и длительное сотрудничество, даже дружба, между Пинзелем и Меретином (? -1759), который был итальянцем или немцем из Лугано. И вариантов биографии Пинзеля может быть, по крайней мере, три. «Патриотический» - украинец или поляк, который после странствий и обучения возвращается в родные края, как это сделал Григорий Сковорода. «Немецко-чешский» - богемский, баварский или швейцарский Пинзель, ища образования как Меретин, посещает Италию и по невыясненным причинам оседает в Галичине, возможно, стремясь начать новую жизнь. В конце концов, возможен также «итальянский» вариант - венецианец или флорентинец путешествует через Вену, Мюнхен или Прагу во Львов. Возможно, Меретин знал Пинзеля еще из Европы. И хотя причины, почему Пинзель осел именно в Бучаче, остаются до конца невыясненными, одной из них, бесспорно, является меценатство эксцентричного вельможи, владетеля Бучача и старосты Каневского Николая Потоцкого. Факт, что Пинзель прожил в Бучаче примерно 15 лет, создал здесь семью, имел мастерскую и оставил значительную часть своего наследства. Деятельность Потоцкого позволила художнику реализовать себя. А реализовывать было вокруг чего, ведь Бучач тех времен - не обычное провинциальное местечко, а резиденция одной из самых богатых и амбициозных людей Речи Посполитой. Точная хронология появления произведений мастера, которых сейчас известно около 150, не установлена, ведь по большинству из них отсутствуют документальные свидетельства. Впрочем, они все же есть, а остальные исследователи устанавливают на основе сравнений. Они и помогают установить как пространственную, так и временную географию деятельности художника. 1750 г. - Пинзель создал первую известную свою работу - придорожную статую святого Яна Непомука в Бучаче; Примерно 1750 г. - алтарь с фигурами Архангелов Михаила и Гавриила для приходского костела в Монастырисках; 1750-е гг. - алтарь святого Тадея и алтарь святого Николая для Успенского костела в Бучаче, в частности скульптуры святых Викентия и Франциска Борджиа, ангелов, рельеф на тему турецких войн, распятие; 1750-51 гг. - скульптурные композиции для Бучачской ратуши: 12 подвигов Геракла, «Давид побеждает Голиафа», «Самсон разрывает пасть льва», «Посейдон успокаивает море», Фемида, невольник, казак; 1751 г. - придорожная статуя Богородицы в Бучаче. 1755 г. (?) - для церкви Покрова Богородицы в Бучаче: резные амвон и боковые алтари Николая и Вознесения с аллегорическими фигурами Веры, Мудрости, Мужества, святого Товия, а также рельефы «Чудо святого Николая», «Путешествие в Эммаус», рельефы «Ангел-хранитель», «Благовещение» на дверях диаконов храма, царские врата; 1755-58 гг. - скульптурная группа «Святой Феликс с Младенцем» для костела в Маринополе; 1756-57 гг. - скульптуры для костела тринитариев во Львове (храм сгорел в 1848 г.); 1757-58 гг. - скульптурные группы «Самсон разрывает пасть льва», «Жертвоприношение Авраама», «Распятие» со стоящими Богоматерью, Иоанном и ангелами в костеле села Годовица вблизи Львова; Конец 1750-х гг. - статуя святого Онуфрия для монастыря в Рукомыше; 1759-61 гг. - скульптуры для фасада львовской Свято-Юрской кафедры, «Георгий Победоносец в битве со змеем», святой Афанасий, святой Лев; 1760 г. (другая версия - 1752-55 гг.) - алтарь Марии приходского костела в Городенце со скульптурами святых Анны, Марии, Елизаветы, Иосифа, Иоакима и ангелом; 1760 г. - скульптуры для костела в Буданове, в частности отца Церкви святого Иеронима; 1761 г. - пять алтарей для приходского костела в Монастырисках, в частности статуи святых Иоакима, Анны, царя Давида и Авраама. Пинзель творил до самой смерти и оставил по себе очень богатое наследие. Но его произведения прежде чем попасть на выставку нуждаются в реставрации. Но даже этим скульптурам и рельефам повезло, если сравнить их судьбу с другими творениями мастера. Некоторые статуи были разрушены до постаментов. В 2006 г. статую Богородицы восстановили. А вот от комплекса статуи Яна Непомука сохранились его голова и две головки ангелов, которые ранее окружали святого. Их хранят в костеле Успения. Головки обнаружили в 2007 году, когда проводили инвентаризацию произведений мастера. Композиции из Бучачской ратуши были разрушены во время пожара 1865 г. В 1866 г. те из них, что сохранились, реставрировали, но позже их вновь разорили. Скульптуры из Буданова тоже частично спасли. Но их не увидишь в Украине, ведь священник костела передал их сначала в Кременец, а затем - в Польшу. В нашей стране самые крупные коллекции работ Пинзеля собраны в Музее сакральной барочной скульптуры XVIII века имени И. Г. Пинзеля во Львове и в Тернопольском областном краеведческом музее. В первом можно осмотреть, в частности, произведения художника из костелов в Годовице, Городенце, Монастырисках, статуэтку святого Иоакима. Кстати, среди экспонатов - фигура святой Анны из костела в Монастырисках. Ее после разрушения костела во времена СССР использовали как надгробную фигуру. В Тернопольском краеведческом музее хранятся аллегорические фигуры, а также рельефы. Там же - скульптуры святых Викентия и Франциска Борджиа из бучацкого Успенского костела. Рельефы «Путешествие в Эммаус», «Ангел-хранитель» и «Благовещение» экспонируются в Тернополе. Головки ангелов из приходского костела в Городенце есть в Ивано-Франковске. В фондах Национального музея во Львове - фигура святого Юрия, который борет змея (деревянная модель, с которой Пинзель воплощал каменную скульптуру святого на фасаде собора Юра). Там же хранятся царские врата. А вот фигуры Юрия Змееборца и святых Льва и Афанасия можно увидеть там, где их установили - на соборе святого Юра во Львове. На месте - в храме этого святого, в селе Рукомыш Бучацкого района – осталась и статуя святого Онуфрия. Теперь фигура стоит в храме. Но в течение многих лет никто не знал, что ее автор - Пинзель и скульптура находилась в нише над воротами на церковном дворе. Ежегодно ее для обновления забеливали известью. В Баварском национальном музее находятся семь боцетти, выполненных в стиле Пинзеля, в частности святого Иоакима и Анны, царя Давида и Авраама. Эти четыре произведения сопоставляют с соответствующими фигурами костела в Монастырисках. Также Баварский музей приобрел боцетти с изображением святого Иеронима (вероятно аналог фигуры из Будановского костела) и святого Иосифа и ангела (оба последних не имеют известных полномерных аналогов скульптур). Пинзель остается человеком-загадкой. Его открытие - дело будущего, а пока в исследованиях наследия Мастера, кажется, есть больше вопросов, чем ответов. Даже сохранившиеся произведения иногда задают загадки. Так, на предплечье скульптуры «Аллегория Мужества» художник изобразил портрет-маску. Лицо мужчины полно драматического трагизма. Неизвестно кто это, но поскольку Пинзель в своем творчестве руководствовался приемами художников эпохи Возрождения, когда авторы вводили свои автопортреты в сюжеты собственных композиций, то можно утверждать, что он создал именно автопортрет. Подобно и Микеланджело изобразил себя в виде трагической маски на содранной коже апостола Варфоломея, которую он сам держит в руках на фреске «Страшный суд».
Древнейший золочевский храм
30.04.2016, Статьи
В глухом тернопольском селе Ющенко вновь меняет веру
25.06.2011, Новости
Львовский костел Марии Магдалины и тайны его крипты
09.08.2016, Статьи
«Поэма в дереве»: прошлое и будущее карпатских церквей
17.02.2016, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!