Строгие стены крепости генуэзцев в крымском Судаке, которые веками защищали жителей города от нападения врагов, и сейчас привлекают путешественников со всего мира. Но только опытные паломники знают о многочисленных святынях Крыма в окрестностях Судака. Древние летописи утверждают, что во время путешествия в земли Скифии здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный. В его честь построено много храмов, в частности, храм Андрея Первозванного X в. в Алуште. Густые леса прячут от людских глаз руины греческого храма Ай-Андрей, который был построен на месте длительной остановки апостола у водопада Джур-Джур. Согласно древним описаниям, здесь святой Андрей уединился для молитвы во время путешествия из Босфора в Херсонес. Во II-III вв. на эти земли пришли аланы - ираноязычные сарматские племена. Они основали в 212 году город, который назвали Сугдея («непорочная, чистая, святая»). На протяжении веков у разных народов название города менялась: греки называли его Сугдия, Согдейя, русичи - Сурож, западные народы - Солдайя, Содойя, Сугдабон, восточные - Сурдак, Сугдак, Судак. Через века город перешел под власть византийского императора. С распространением христианства здесь были основывана монастыри. Земля древней Сугдеи хранит память о христианских святынях в названиях гор и долин, руинах древних пещерных храмов. Здешние долины носят названия святого Иоанна (Ай-Ванская) и святого Саввы (Ай-Савская). Есть скала святого Василия (Ай-Василь), а у скалы святого Сергия (Ай-Серез) исследователь древних крымских христианских памятников Д. Струков нашел пещеру и развалины храма. У мыса святого Фоки (Ай-Фока) археологи обнаружили следы поселения IX в. и руины нескольких древних храмов. Сохранились руины средневековых монастырей на вершине Святой горы массива Карадаг и на Церковной скале в Отузской долине, где протекает Святая река. Горы вокруг Судака тоже давали приют монахам: на склоне горы Перчем («грива») есть остатки древнего монастыря, в котором сохранились храм, кельи и внутренний хозяйственный двор. У храма обнаружены несколько могил. Считается, что монастырь просуществовал около семи веков, а оставили его монахи после турецкого нашествия. В 1992 г. у подножия горы обнаружили еще один монастырский комплекс, который был разорен монголо-татарами в XIII в. Многие монастыри исследователи относят к периоду иконоборчества. В то время преследуемые иконоборцами христиане были вынуждены бежать на окраины Византийской империи. В окрестностях современного Судака тогда были основаны десятки монастырей, о которых напоминают остатки древних святынь. Археологам и исследователям остается только догадываться об их былом величии. История христианских святынь, безусловно, связана с историей города. Когда важный торговый центр Сугдею захватили венецианцы, они владели городом около полутора веков. Для города это были годы процветания и славы, нашествия врагов. Затем Сугдею завоевали турки-сельджуки, а через год до основания разграбили монголы. Каждый раз город возрождался. В 1365 году Сугдею захватил генуэзский гарнизон. Генуя, соперница Венеции, в следующем году подписала договор с крымским ханом. Солдайя (так теперь называли Сугдею) была центром окрестностей, которые подчинялись консулу в Каффе. К тому времени в городе генуэзцев было относительно мало, около двух тысяч. Но крепость, построенная ими вместо старых укреплений на прежнем коралловом рифе, до сих пор поражает своими размерами. Цитадель была практически неприступной, имела запасы воды и место для добычи камня - основного строительного материала. Выйти защитники крепости в случае необходимости могли через потайной ход. Город постоянно находился под усиленной охраной. Консул был одновременно и начальником гарнизона и комендантом крепости. Вряд ли нашлись бы желающие занять эту должность добровольно. Причем всего на один год, чтобы уберечь консула от «соблазнов» или, как теперь говорят, от «коррупционных схем». Но тогдашняя власть мудро решила этот вопрос: открыла дорогу тем представителям, которые несли службу в дальних крымских провинциях. Для богатых генуэзских семей считалось почетной обязанностью отправлять своих лучших сынов на эту тяжелую и опасную службу. Есть чему поучиться современным чиновникам. Обязанностью каждого консула было строительство башни или отрезка стены в крепости. Поэтому каждая башня носит имя консула, украшена его гербом и надписями. Часто в башнях обустраивали небольшие церкви - капеллы. В известной башне - Сторожевой (Кез-Куле), или как иногда ее еще называют Девичьей (по сходству слов «гез» - глаз, «кез» - дева), было помещение без окон. Там обнаружили остатки фрески, на которой изображена Пречистая Дева с сердцем, пронизанным семью мечами. На первом этаже Георгиевской башни на плите над ней изображен всадник. Предполагают, что в средневековье эта башня называлась «Замок святого Ильи». Сейчас, к сожалению, изображение почти полностью стерто, и трудно определить, что было изображено на нем. Также не сохранилась фреска с изображением Двенадцати апостолов, которая находилась на стенах крепости у Портовой башни. Этот храм - прямоугольная в плане базилика, была построена на фундаменте большего по размеру греко-византийского храма. Храм когда-то был увенчан куполом, с фрески на стенах внутри храма. Считают, что у храма находилось кладбище, и надгробные плиты с крестами были вмурованы в стену башни Астагвера. Напротив главных ворот Генуэзской крепости - остатки руин еще одной базилики. Она имела две апсиды, которые поддерживались тремя кронштейнами, или консолями на давнем фундаменте в XIV в., но до нашего времени она не сохранилась. Лучше всего сохранилась сооружение Храма с аркадой, история которого вызывает больше всего споров у исследователей. Что строили средневековые строители: мечеть или христианский храм? Одни ученые считают, что это был христианский храм, который татары впоследствии превратили в мечеть. По другой версии это мечеть, сельджуков, которую генуэзцы перестроили в католический храм. Основной была признана первая гипотеза, которую подтверждали исследования, проведенные в 1926-м и 1969-1972 годах. Во время раскопок обнаружили, что фундаменты основного сооружения, минарета и галереи составляют единое целое. За время существования здание со сферическим куполом и арками служило мечетью, православным и католическим храмом, немецкой кирха, армянской церковью. Его украшали в разное время восточные орнаменты, итальянская символика и геральдика, фрески, которые уже едва просматриваются. Когда-то эти декоративные элементы служили украшением, а теперь - головоломкой для исследователей. Например, фрагмент росписи на западной стене некоторые исследователи считают изображением святого с нимбом над головой, а их оппоненты видят на фреске женскую фигуру в мафории. Храм с аркадой (другое название - храм евангелиста Матфея) сохраняет еще не одну тайну. Сейчас в нем находится музей. От турков дольше генуэзских крепостей оборонялась Солдайя. Часть городского населения через тайный ход спустилась к морю. Турки подожгли храм и отважные защитники погибли. В 1771 году Судак захватили российские войска. К концу XIX в. город занимает в Крыму главное место по виноградарству и виноделию, набирает популярность курорт, строятся православные храмы. Восстанавливая Генуэзскую крепость, советская власть не особо старалась восстанавливать древние храмы, или хотя бы сохранить их как произведения искусства. Однако некоторые из монастырей и храмов переживают своеобразное возрождение, открывают новую страницу истории. Паломники посещают Топловский женский монастырь святой Параскевы и купель Георгия Победоносца, Свято-Стефано-Сурожский монастырь недалеко от Судака в урочище Кизил-Таш (Красный камень), монастырь Сурб-Хач и источник святого Пантелеймона у Старого Крыма. Земли древней Сугдеи щедро одаривают паломников и туристов солнцем, легендами, историей и тайнами древних святынь.
Тайны старейшей церкви города Сумы
27.05.2016, Статьи
Душа в дереве: новгород-северская Никольская церковь