1.4. Новые религиозные движения: проблемы терминологии и классификации, основные черты
В западном религиоведении не менее распространенным, чем секта и культ, является терминологическое сочетание новые религиозные движения. Нередко эти слова употребляются как синонимы313, но все же существует различие в расстановке акцентов в определении культа и НРД. Если в дефиниции культа главным признаком считается вероучительный - создание новой религии, то в определении НРД - вероучительный и хронологический.
Сторонники термина НРД полагают, что новые религиозные движения существовали всегда, и их доктрины несли всегда некую вероучительную новизну, так, «первые поколения новых религиозных движений признавались отклонениями или ересями в рамках иудео-христианской традиции»314. Но чтобы отличить религиозные движения, возникшие в 1950-е гг., от более старых, их стали называть новыми религиозными движениями.
Наиболее общую характеристику НРД приводит социолог А. Баркер в своей книге «Новые религиозные движения». Большинство НРД современной волны именуются новыми, так как, по ее мнению, они в «своей теперешней форме проявились уже после Второй мировой войны; религиозными - поскольку они предлагают религиозное или философское мировоззрение или средства, с помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель, например: трансцендентальное знание, духовное просветление, самореализация или «истинное» развитие. Таким образом, термин НРД охватывает группы, которые обеспечивают своих членов четкими и однозначными ответами на основные вопросы бытия (например, на вопрос о смысле жизни или месте индивидуума в мироздании)»315.
Этот термин «объединяет все те движения и организации, которые называют «альтернативными», «нетрадиционными» религиями, «культами» или «современными сектами», но не дает им оценки: хорошее это движение или нет, правильное или неправильное»316.
Поэтому термин НРД предпочитают те, кто хочет избежать оценок в описании НРД. Хотя слово культ в науке используется в нейтральном значении, но в повседневной речи оно, как и секта, приобрело отрицательный, уничижительный оттенок.
Несмотря на весьма общие границы понятия НРД, его сторонники выступают за дифференцированный подход к ним, против того, чтобы всех их «сваливали в одну кучу» и считали опасными и отрицательными на основании практик, характеризующих их как разрушительный культ, поскольку они встречаются и в традиционных религиях. Это не значит, что можно игнорировать деструктивные практики в НРД, но, по мнению А. Баркер, их надо выявлять и критиковать независимо от того, где они имеют место, в НРД или традиционных религиях. Оценку НРД следует давать на основании рассмотрения ряда этических, общественных и политических вопросов. Хотя всегда найдется несколько движений, в которых будут доминировать положительные или отрицательные стороны, но большинство религиозных групп представлено пестрой смесью тех и других черт.
Однако в вопросе наименования какой-либо современной религиозной группы новым религиозным движением согласия не существует из-за того, что не все признают их как религию в смысле высшего «блага». С позиции такого понимания сути религии Международное общество сознания Кришны, или «Церковь объединения» (муниты), или сайентологи несовместимы с религией.
В то же время сами представители НРД по-разному относятся к наименованию их религией. Одни, например, сайентологи, хотят считаться религией, добиваются этого в суде, так как это в западных странах связано с предоставлением льготного налогообложения, но зато они лишаются в тех же США возможности преподавать в школах.
Другие, например, Трансцендентальная медитация, неудачно пытались в судебном порядке доказать, что являются не религией, а «техникой глубокой релаксации», чтобы получить доступ в школы.
На сегодняшний день не существует единого мнения о границах НРД, но практически без сомнений принято к основному потоку относить следующие группы: Ошо, Дети бога («Семья»), движение «Евреи за Христа», «Сахаджа-Йога» и «Церковь объединения». Далее идет движение «Нью эйдж», куда А. Баркер относит группы психотерапии, саморазвития и холистического лечения. Термин НРД распространяют также на колдунов, языческие, оккультные и мистические движения и на ряд современных сатанинских НРД. Наконец, к ним относят и христианские группы с протестантскими и католическими корнями фундаменталистской направленности317.
В отношении применения термина НРД к Международному обществу сознания Кришны некоторые религиоведы, и в частности А. Баркер, высказывают сомнения. Она разделяет мнение кришнаитов о происхождении их вероучения и ритуалов из ведической религии, но, с другой стороны, организация, созданная Прабхупадой в 60-е гг. XX в. в США, несет черты НРД с момента своего возникновения.
_____________________ 313 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 166, 168, 169. 314 Там же. С. 4. 315 Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 166. 316 Там же. С. LIV. 317 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 167-170.