Наряду с термином секта применительно к НРД используется слово культ, но отмечается, что в отношении этого термина также отсутствует согласованная позиция светских исследователей, и в светской науке существует три основных направления понимания культа. Одни видят сущность культа в сфере мистической, где обожествляется сам человек и его жизнь. Другие (в основном: В. Бейнбридж, Р. Старк, К. Глок) видят суть культа в радикальном расхождении с доминирующей религиозной культурой и в создании новой веры; и, наконец, третьи видят главную особенность культа в отсутствии организационной структуры, четких границ.
Для иллюстрации широты своего подхода к пониманию определения культа А. Зволиньски приводит его описание, данное антикультовой организацией «Диалог-Центр» (Дания). Характерными чертами культа названы: вербовка новых членов без представления информации о целях и работе группы; группа стремится к обогащению за счет денег или бесплатного труда ее членов; членов группы убеждают, что другие взгляды за пределами группы ничего не стоят и, наконец, группа обижает родственников, друзей и самих членов.
А. Зволиньски отдает себе отчет в том, что между приведенными определениями культа существуют большие различия. Основными являются отсутствие единого мнения в отношении их религиозного характера, а также отсутствие четких признаков различия между культом и сектой. Дополнительную трудность составляет частое использование близкого по содержанию к понятию «культ» терминологического сочетания новые религиозные движения.