В рамках технологии выведения людей из культа существует несколько различных подходов, которые разнятся между собою степенью или глубиной перемены, которую они стремятся произвести в сектанте (культисте). Одни консультанты, как, например, Кэрол Джиамбалво, выступают за то, что «подход консультанта по выходу должен заключаться в том, чтобы скорее побуждать к перемене, делясь информацией, нежели производить перемену путем умелого использования методики».
В то время как другие консультанты, например С.Хассен, полагают, что одного побуждения мало и консультант должен изменить поведение человека по сравнению с культовым. О преимуществе той или иной формы консультирования по выведению, по замечанию самих консультантов, нет достоверных научных данных573.
Проблема состоит в том, что сами культисты, с точки зрения К. Диамбалво, «были жертвами групп, которые полагались на продавливающее убеждение», поэтому часть консультантов полагает неэтичным настаивать на том, что они должны или обязаны «произвести перемену» в культисте, т. е. они не должны убеждать его стать иным по сравнению с периодом пребывания в культе.
Консультант по выходу должен предоставить относящуюся к делу информацию, чтобы она была понятной для культиста, но не должен убеждать его оставить культ, он должен сам принимать решение574. ___________________
573 Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Нижний Новгород, 1996. Электронная версия. 574 См.: Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Нижний Новгород, 1996. Электронная версия.