2.6.7. Практика консультирования по выведению из сект
Консультирование по выведению из сект, или ненасильственный подход, «состоит в том, чтобы добиваться ловкостью и хитростью того, что при депрограммировании достигается путем насилия над личностью. Хотя ненасильственный подход работает не во всех случаях, он зарекомендовал себя как метод, который предпочитают большинство семей и родственников сектантов». Насильственное депрограммирование следует рассматривать, по Хассену, как последний шанс в «борьбе за человека, к которому стоит прибегать, если все другие методики оказались неэффективны» 563.
Суть этого процесса заключается в том, чтобы предоставить культисту негативную информацию о группе, которую он должен усвоить. Для проведения процесса консультирования необходимо «заставить члена культа согласиться провести три дня с семьей, друзьями и командой консультантов, не вступая в контакт с культом» 564. В ходе встречи ему демонстрируют аудио-, видео-записи другие материалы, «раскрывающие смысл контроля сознания и других проблем, связанных с культом». При чем он может вести себя свободно, самостоятельно планируя и контролируя ход встречи.
Недостаток этого метода состоял, в частности, в том, что успех консультирования во многом зависел от квалификации консультанта, и в этот процесс сам сектант активно не вовлекался565. Перед тем как приступить к данному процессу, консультант собирал информацию о члене культа и его семье. Одним из способов ее сбора было письменное анкетирование родственников культиста по заранее составленным консультантом вопросам, среди которых встречаются, в частности, и такие:
«Каковы отношения между детьми (братьями и сестрами), а также между ними и родителями? Каким человеком был ранее нынешний сектант? Много ли у него друзей? Принимал ли он наркотики? Есть ли у него ясные цели в жизни? Были ли у него какие-нибудь сильные трагические переживания, например, смерть близкого друга или родственника, развод родителей, трудности на новом месте жительства? Есть ли у него сформированная система политических или социальных убеждений?» 566. Кем он был до присоединения к секте, насколько он изменился, помимо апатичности и потери веса? С кем в семье он был особенно близок, какое у него образование, опыт работы, религиозный статус, как долго продолжался процесс вербовки, пока человек не вступил в секту. Вступил ли он в секту сразу после первой же «атаки» вербовщиков или прошли месяцы и годы, прежде чем он стал полноценным сектантом? Как он представлял себе группу, в которую вступает, и оказалась ли она в реальности похожа на эти представления? Как долго он состоит в секте? Где он живет - с другими членами группы, один или с «посторонними» людьми? Чем он занимается? Говорил ли он когда-нибудь о проблемах и трудностях в секте?»
Наконец, консультанту необходимо установить, что родственники и друзья говорят или делают в связи с его членством в секте. Какие книги и статьи о культе они читали, с кем (включая профессионалов) они контактировали по этому вопросу? Ему необходимо знать, кто хочет, и кто не хочет помочь этому человеку выйти из секты.
Желательно, чтобы в этот подготовительный период семья, которая обратилась к консультанту, «встретилась и поговорила с людьми, оказавшимися в аналогичной ситуации, и особенно с теми, кто благополучно ее преодолел. Членам семьи полезно также поговорить с бывшими сектантами, чтобы понять умонастроение близкого им человека, состоящего в секте.
Наконец, консультант организовывает общую встречу с участием семьи, родственников и друзей культиста. Там он выясняет, как эти различные люди относятся друг к другу, объясняет им теорию контроля над сознанием в деструктивных сектах и объясняет им роли, которые им придется исполнять. Он старается добиться понимания сути проблемы со стороны всех участников, выяснить, что они могут сделать, чтобы помочь вывести человека из культа. На этой встрече обсуждается стратегия общения с сектантом: как вступить в контакт с ним и заставить его раскрыться, а также различные сценарии развития ситуации.
С. Хассен исходит из того, что все участники должны рассматривать предстоящую работу как коллективное дело, помогать и поддерживать друг друга. Это помогает равномерно распределить нагрузку и гарантирует, что на члена культа будет влиять максимальное количество людей. Когда составлен план, то при удобном случае культисту предлагают встретиться с консультантом.
Первая встреча с консультантом, как отмечает Хассен, проходит всегда настороженно и враждебно, и его задача представить дело так, чтобы культист осознал, что встреча с консультантом это шанс, кроме прочего, доказать, что он не находится в плену контроля над сознанием, а вполне отдает отчет в своих действиях.
Метод работы с культистом строится на убеждении консультанта в том, что культы заманивают людей в настоящую психологическую ловушку, поэтому свою задачу он видит в объяснении члену секты четырех основных вещей.
Во-первых, члену культа надо доказать, что он попал в ловушку - ситуацию, в которой он является психологически уязвимым и из которой он сам не может выйти.
Во-вторых, показать человеку, что он изначально вовсе не стремился попасть в эту ловушку.
В-третьих, отметить, что другие люди в других группах оказываются в такой же ситуации.
В-четвертых, объяснить, что из ловушки можно выбраться567.
С. Хассен рекомендует, чтобы эти вещи объяснял сектанту человек, ранее бывший в секте и по своему опыту знающий, что означает быть пойманным в ловушку деструктивной секты. Следующим этапом в развитии способов выведения из культов стала разработка подхода стратегического взаимодействия (ПСВ). ___________________
563 Хассен С. Противодействие сектам и контролю над сознанием / Пер. Волков Е. Н. Электронная версия. 564 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 114. 565 Там же. С. 113-115. 566 Хассен С. Противодействие сектам и контролю над сознанием / Пер. Волков Е. Н. Электронная версия. 567 Хассен С. Противодействие сектам и контролю над сознанием / Пер. Волков Е. Н. Электронная версия.