2.6.8. Подход стратегического взаимодействия (ПСВ)
В начале 1990-х гг. Хассену стало известно, что лидеры многих достаточно крупных культов покупали его книгу «Противодействие сектам», чтобы научить своих членов сопротивляться консультированию по выведению. В частности, Кип МакКин, основатель «Бостонского движения», или «Международной церкви Христа», показывал его книгу на общем собрании организации и объявил, что ни один из присутствовавших 15 тыс. ее членов не должен встречаться с С. Хассеном и даже просто читать его книгу, иначе он согрешит.
«Таким образом, лидеры культа запретили своим членам встречаться с людьми вне группы, что воспрепятствовало усилиям многих семей, стремившихся освободить родственников из сектантского плена» 568. Чтобы обойти это препятствие, Хассен разработал подход стратегического взаимодействия (ПСВ); его новый метод заключался в том, чтобы научить родственников и друзей культистов работать с ними как индивидуально, так и в качестве заинтересованной команды по выведению их из культа.
ПСВ - это усовершенствованная модель консультирования по выведению из сект. Цель данного подхода та же, что и в консультировании по выведению из сект, - вернуть обществу человека таким, каким он был до попадания в секту: «восстановить творчески мыслящего, социализированного индивида» 569. Эта методика практически повторяет консультирование о выведению. Она ставит перед собою задачу определить факторы, от которых зависит уязвимость человека, попавшего в культ (расстройства научения, нерешенные сексуальные проблемы, застарелые фобии, являющиеся излюбленной мишенью культов).
На основании этой информации воссоздается подлинное «я» и выявляются те его аспекты, которые были использованы для создания культовой личности (т. е. человека с новым изменным культовым сознанием). Особый упор делается на преодоление фобий, поскольку «культы используют вину и страх, чтобы запрограммировать веру своих членов в то, что вне группы их жизнь ничего не стоит» 570.
Для решения этой проблемы привлекаются семья, друзья и родственники, выступающие единой командой, которые под руководством консультанта учатся «стратегически влиять на человека, вовлеченного в группу» 571. Залогом успеха является наличие высоких нравственных качеств у команды и восстановление теплых, доверительных отношений с человеком, попавшим в культ.
ПСВ отличается от консультирования акцентированием на необходимости позитивного изменения поведения человека, т. е. привитии ему принятой обществом системы ценностей, а не ограничивается только выведением из секты на основании негативной информации о ней 572. ___________________
568 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 38. 569 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 122, 123. 570 Там же. С. 126. 571 Там же. С. 23. 572 Там же. С. 116.