1.3. Культ и секта: сходство и отличие в признаках и факторах, способствующих их эволюции и распространению
Различие между сектой и культом Р. Старк и Б. Бейнбридж видят в том, что секты - это раскольнические группы, которые представляют себя как нечто старое и пытаются обновить или реформировать господствующую религию в обществе, где в харизматическом лидере нет надобности; культы представляют новую религию, как правило под руководством харизматического лидера, отличающуюся от традиционных для данного общества верований. Реформаторы - это идеологические лидеры, и то, что они произносят, не воспринимается в качестве абсолютной истины, в противоположность харизматическим лидерам.
Секты отделяются от конфессий или деноминаций не как строители новой веры, а как переустроители старой, от которой отклонилась та организация, из которой они вышли. Поэтому они считают себя выразителями аутентичной, очищенной, обновленной версии той же веры.
Культ, местный или привнесенный - это что-то в корне новое по отношению к другим религиозным организациям данного общества. Местный культ, независимо от того, насколько он содержит в себе обычную религиозную культуру, добавляет к ней новое откровение или видение, выдвигающее что-то отличительное, новое и «продвинутое». «Привнесенные (импортированные) культы обычно имеют мало общего с существующими в данном обществе верованиями; они могут быть старыми в каких-то других обществах, но они новы и отличны в том обществе, куда они прибыли»310. Различия существуют и среди социального состава: в культах преобладают представители средних и высших классов, в сектах - низших.
Сходство во их внешних признаках в том, что оба выступают против господствующих культурных норм, в них строгая дисциплина и требования к членам по выполнению их обязательств, в них отсутствуют профессиональное духовенство и бюрократические структуры. В процессе развития культ, как и секта, способен к институализации и эволюции в сторону более сложных форм организации.
В упрощенном виде сравнительный процесс институализации, или развития культа и секты, предложенный Нельсоном, представлен в табл. 2311.
Таблица 2 Сравнительный процесс институализации, или развития культа и секты
Секта
Устоявшаяся секта
Деноминация
Церковь
Харизматический культ
Постоянный культ
Централизованный культ
Новая религия
Зависим от харизмы лидера; минимальная организация
Рутинизированная харизма на местном уровне, но отсутствует национальная организация или бюрократическая структура; в состоянии выжить независимо от харизматического лидера
Харизма рутинизированна; основаны национальный офис и бюрократическая структура
Созданы центральный национальный офис и бюрократическая структура; признается внешним миром как законная и общепринятая форма религиозности
Культы рассматриваются как начальная форма новой религии, а секты как начальная форма церкви. На трансформацию культа и секты оказывают влияние два противоположных фактора: враждебное отношение к группе большей части общества и желание группы получить признание и легитимное существование в этом обществе.
Если стремление приспособления к обществу будет весьма сильным, то секты превращаются в деноминации, а культы вырастают в новые религии.
Примером группы, которая из культа стала сектой, по мнению большинства социологов, могут быть адвентисты седьмого дня. Если внешнее воздействие будет сильным, но изменение вероучения будет направлено на то, чтобы утвердить свою исключительность, сепаратизм, то даже секта может стать культом (если принимать во внимание схему культ-секта-деноминация-церковь).
Культы наиболее распространены там, где, по наблюдениям Р. Старка и В. Бэйнбриджа, наиболее слабы традиционные религии, что выражается в низкой церковной дисциплине, вследствие их секуляризации, и которые в силу этого не могут удовлетворять религиозным потребностям людей312. Но там, где сильны традиционные религии, где они противостоят секуляризации, культы, как правило, не возникают, но могут образовываться секты.
Таким образом, в американской социологии секта - это группа, стремящаяся реформировать, обновить традиционную религию, и она может развиваться в деноминацию и церковь, но при определенном стечении обстоятельств может превратиться в культ. Культ противопоставляется секте как группа, которая хочет создать новую религию.
Но так как ни культ, ни секта не возникают в законченном виде, они представляют собою динамические группы, и под влиянием внешних социальных факторов культ может превратиться в секту и наоборот.
_____________________ 310 Stark R. & Bainbrige W.S. The Future of Religion: Secularization, Renewal, and Cult Formation. Berkeley, 1985. Р. 25-26. Цит. по: Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 45. 311 Nelson G. The concept of Cult. Sociological Review. 1968. November. Р. 60. Цит. по: Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 52. 312 Stark R. & Bainbrige W.S. The Future of Religion: Secularization, Renewal, and Cult Formation. Berkeley, 1985. Р. 25-26. Цит. по: Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 55.