Наличие трудностей в области понятийного аппарата вынуждает для описания «периферии» религии пользоваться терминами-заменителями: секта, движение, концепция, положение, группы, общества или религиозное явление. В то же время А. Зволиньски отмечает, что специфика сектантства утонула в связи с быстрым развитием НРД, далеко отошедших от традиционного представления о сектах, поэтому часто вместо слова секта говорится об определенном аспекте их деятельности, используя описательные определения: сектантская деятельность либо сектантские принципы.
После обзора разных понятий А. Зволиньски делает вывод, что термины секта и культ не приемлемы, так как они несут оценочное негативное значение, поэтому предлагается переход на нейтральную терминологию: новые религиозные движения. Религиозным может называться группа или движение, если оно соответствует двум из трех условий. 1. Дает ответ на вопросы о смысле существования и вечного спасения в контексте истории или вне ее. 2. Принимает веру в существование Бытия сверхъестественного вне и над миром чувственным, с которым можно войти в контакт через молитву или созерцание. 3. Содержит ритуалы и обряды, выражающие почтение, моление или просьбу к этому Бытию и имеющие надежду на получение спасения146.
В самом общем смысле прилагательное религиозный в отношении групп и движений означает «видение действительности религиозной и сакральной либо путь к достижению таких целей, как познание трансцендентного, духовное просвещение либо самореализация, или содействие своим членам найти ответ на фундаментальные вопросы»147. Новыми эти движения именуют не только в хронологическом смысле, как появившиеся после Второй мировой войны, но и в качественном смысле, так как они являются альтернативными официальным, доминирующим в данной культуре. Термин НРД по своему смыслу стоит наряду с такими, как новые религии, религии маргинальные, свободные религиозные движения, альтернативные религиозные движения и культы.
Обзор терминологической проблематики завершается выводом о том, что ввиду отсутствия ясных определений секты ватиканские документы, посвященные сектам, культам и НРД, весьма осторожны в применении конкретных определений. Считается, что лучше оперировать конкретным материалом, эмпирическими данными, фактами и статистикой, чем классифицировать поле «периферии религии»148.
___________________ 146 Zwolin’ski A., ks. Anatomia sekty. Krakow, 1996. S. 18. 147 Zwolin’ski A., ks. Anatomia sekty. Krakow, 1996. S. 18. 148 Там же. S. 19.