Согласно классификации Е. Г. Балагушкина, все религии предлагается свести к двум типам: традиционным религиям и нетрадиционным.
Категория нетрадиционных делится на два подтипа: новые религиозные движения и новые религии. НРД в свою очередь подразделяются на обновленческие религиозные движения, оппозиционные и альтернативные400.
Недостаток этой классификации заключается в том, что специфические вероучительные особенности оказываются на втором плане, тогда как первостепенное значение придается их социологическим характеристикам (отношение к миру, традиционным ценностям и нормам и т. п.).
По классификации, предложенной проф. И. Я. Кантеровым, секты предлагается делить по вероучительным признакам и по их отношению к миру.
По вероучительным признакам секты подразделяются на шесть групп.
1. Неохристианские течения (Церковь Христа, Новоапостольская церковь, харизматичекие группы).
2. Неоориентальные объединения, ведущие свою родословную от восточных религий, модернизируя буддизм, индуизм («Брахма Кумарис», «Ананда Марга», Общество сознания Кришны).
3. Синкретические и универсалистские движения, призывающие к объединению всех церквей, религий и человечества («Церковь объединения», «Церковь сайентологии», «Аум Синрикё»).
4. Оккультно-мистические учения и школы «Нью эйдж».
5. Неоязыческие, как, например, последователи Порфирия Иванова.
6. Сатанинские группы.
В отношении к миру НРД предлагается разделить на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие.
К миротерпимым движениям относят те, которые в достаточной мере удовлетворены существующим положением или безразличны к нему.
Мироотвергающие придерживаются дуалистического взгляда на мир как арену борьбы сил добра и зла. Для таких движений характерна «эсхатологическая лихорадка», демонизация мира. Как пример: Белое братство, первые годы существования секты Виссариона.
Мироисцеляющие движения акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства, предлагают методы повышения интеллектуальных способностей401.
_____________________ 400 См.: Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. Ч. 1. С. 17. 401 См.: Кантеров И. Я. Современные нетрадиционные религии и культы // История религий / Под общ. ред. проф. И. Н. Яблокова. М., 2002. Т .2. С. 609-610.