1.5.8. Молодежные, обновленческие и оппозиционные религии
Молодежные религии
Термин молодежные религии был введен для названия сект, возникших в 1960-е гг. на Западе во время молодежной контркультурной революции, но широкого распространения в российском религиоведении не получил.
Обновленческие религии
Понятие «обновленческие религии» было введено для названия групп, предлагающих «новое осмысление социальных проблем» и претендующих на «неотложное и радикальное их разрешение». Им свойствен религиозный культ («фетишизм»), начиная от физического здоровья и духовного развития индивида, кончая преодолением кризисных явлений современной экономики и пороков властных структур общества; важная роль в достижении этих целей отводится оккультизму.
Характерные черты этой группы усматривают у Трансцендентальной медитации, кришнаитов, последователей Порфирия Иванова, теософов, антропософов, рериховцев, мунитов382.
Оппозиционные религии
В российском теоретическом религиоведении существует два разных определения оппозиционной религиозности. Одно дает Е. Г. Балагушкин, другое Т. Бажан. По мнению Е. Г. Балагушкина, оппозиционные религии характеризуются «прежде всего отчужденным отношением к миру, непримиримым противоборством с ним либо стремлением подчинить его противоположным сакральным предметам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола»383.
Эта группа мироборческих и богоборческих религий, которая не стремится усовершенствовать окружающую их реальность и для достижения своих целей использует оккультные практики. К ним относят почитателей Дж. Р. Толкена, оккультизм (ведьм, колдунов), сатанизм, уфологические группы (имеющие предшественниками теософов, питающих надежду на помощь «старших братьев» по космосу из Шамбалы), фашизм384.
Иное определение оппозиционной религиозности дает Т. Бажан в своей работе «Оппозиционная религиозность России», где приводится восемь ее критериев385. Согласно этим признакам, оппозиционными следует считать НРД, или в других терминах культы и секты. Следует отметить, что формулировки этих критериев весьма близки идеологии антикультового движения386.
Т. Бажан считает, что характерной чертой такой религиозности является «несовпадение интересов религиозной организации и социума по политическим, гражданско-правовым, экономическим, этическим и др. мотивам»387. Противостояние этих организаций обществу, по ее мнению, серьезнее, чем противостояние их Церкви как важнейшему в обществе идеологическому институту. Отсюда суть оппозиционности определяется как стремление завоевать свою нишу и добиться определенного социального статуса388. Термин оппозиционная религиозность предлагается вместо получивших негативное и оскорбительное значение терминов культ и секта.
Но эта концепция не согласуется с реальными процессами возникновения и деятельности групп, отнесенных к оппозиционным.
За редким исключением они возникают, как правило, в оппозиции господствующей конфессии, а поскольку ее учение предопределяет общественные нормы и ценности, то она является оппозиционной и обществу. Поэтому выделение в качестве главного критерия оппозиционности желания занять нишу в обществе не убедительно. Далее, стремление завоевать нишу не следует рассматривать как непременное свидетельство оппозиционности, поскольку оно «может быть отражением отхода от прежней агрессивной модели взаимоотношения с существующими порядками и переходом к компромиссной модели»389.
_____________________ 382 Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. Ч. 1. С. 18-24. 383 Там же. С. 25. 384 См.: Оккультно-мифологическая доктрина германского фашизма, получившая название Аненербе («Наследие предков»), предполагала установление «нового порядка», с которого начиналось вступление в эру сверхчеловеков, в Новую эру теократического строя во главе с Аненербе, поддерживающим непосредственную связь с языческими божествами. Более подробно об этом см.: Повень Л., Бердье Ж. Утро магов: власть магических культов в нацистской Германии. М., 1992. 385 См.: Бажан Т. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000. С. 6-7. 386 См.: Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С. 34. 387 Бажан Т. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000. С. 6. 388 Там же. С. 22. 389 Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С. 36.