Кто стоит за строительством «буддистского» храма в Харькове?
На прошлой неделе новостные ленты пестрели сообщениями о запрете строительства «буддистского храма» в Харькове. Новости отличались одной странной особенностью. Никто не задавался вопросом, который первым должен был прийти в голову любого здравомыслящего человека - «А откуда, собственно, в Харькове появились буддисты?».
Попытки выяснить, что собой представляет харьковская «буддистская община» «Аджанта», которая планировала строительство «храма», выявили следующие факты. Основателем «общины» является известный всему миру гуру необуддистской секты «Ниппондзан Меходзи» (она же «Орден Лотосовой Сутры» и «Ничирэн Шошу») японец Дзюнсэй Тэрасава. Произошло это в середине 90-х годов.
Несмотря на то, что секта Тэрасавы существенно отличается от традиционного строгого восточного буддизма и является адаптированным для западного «потребителя» опопсованным «буддизмом-лайт», нравы основателя оказались слишком «аскетичными» для харьковских «буддистов». Склонность «монахов» к развлечениям - курению, спиртному и женщинам - породила конфликт в руководстве харьковского «монастыря». Влияние секты Тэрасавы на свой харьковский филиал, судя по всему, значительно ослабло или вовсе не сошло на нет.
В «монастырь» потянулись лидеры других необуддистских сект. В частности, популярный «лама» из Дании Оле Нидал - лидер секты «Карма Кагью». Однако «единственный на востоке Украины буддистский монастырь» в Харькове продолжал приходить в запустение. Сегодня от него осталась только Ступа (богослужебная святыня в буддизме), но обряды возле нее уже давно никто не проводит. Стоит отметить, что каждое возведение Ступы на постсоветском пространстве сопровождается громкими заявлениями местных «буддистов» о «святыне традиционного буддизма», возводимой в рамках неких мифических «международных миротворческих инициатив».
Между тем, ведущие отечественные (для постсоветского пространства) и зарубежные специалисты в области сектоведения относят культовые организации Тэрасавы и Нидала к тоталитарным сектам или группам, обладающих многими признаками таковых. В частности, Тэрасаве запрещен въезд на территорию России за антигосударственную политическую деятельность. В прошлом году Тэрасава был депортирован из Украины в Польшу и ему был запрещен на пять лет въезд в Украину, несмотря на то, что Тэрасава заявлял о своей поддержке «оранжевой революции» и активном участии в ней его украинских адептов.
Непрофессионализм новостной политики фактически приводит к восприятию небольшой маргинальной группы харьковчан в качестве «представителей одной из традиционных мировых религий - буддизма». Даже если обойти вниманием тот факт, что буддизм не является традиционной для Украины религией, можно вообще говорить об отсутствии традиционных буддистов в Украине, кроме разве что иностранных студентов, временно обучающихся на территории страны.
Необуддистские культы, подобные сектам Тэрасавы или Нидала не признаны в государствах, где сохраняется традиционный буддизм (например, в той же Японии), и считаются там «духовным продуктом» исключительно для западного «потребителя», имеющего лишь буддистский «дизайн» и, по сути, являющегося псевдобуддистской сектантской ересью. Однако, сегодня появилась информация о некой «группе вьетнамцев», контролирующей, в частности, «буддистский монастырь» в Харькове. Эта информация может осветить «религиозный конфликт» в несколько ином разрезе.
Строительство «храма» может преследовать защиту чьих-либо бизнес-интересов. Журналисты, специализирующиеся на криминальной хронике, а также специалисты силовых ведомств уже довольно давно обсуждают угрозу экспансии в Украину организованных преступных групп из Индостана и Юго-Восточной Азии. Пальму первенства здесь держат именно вьетнамские эмигранты. Подготовка боевиков под прикрытием «буддистских общин» и вытеснение ими местных криминальных авторитетов уже имеет место в Украине. Наиболее известным примером может послужить черкасская псевдобуддистская секта «Белый лотос» («Храм воинов света»), возглавляемая Владимиром Скубаевым, которая фактически взяла под контроль криминальный мир Черкасс.
Харьковский конфликт, по сути, является протестом горожан, живущих во Фрунзенском районе города, поблизости от единственного в этом районе парка отдыха - «Зустріч» («Встреча»). Горожане уверены: место для «храма» - в центре парка - выбрано не случайно. Со временем вьетнамцы, а сейчас руководит строительством некто Вин Ног Зао, выкупят весь парк. Однако, «религиозная крыша» позволяет придать конфликту характер «защиты прав религиозных меньшинств на свободу вероисповедания».