Кузьмин - городок без туристов, но на туристических маршрутах
Подольское село Кузьмин - абсолютная terra incognita даже для самых ярых исследователей «неизвестной Украины», белое пятно на туристической карте. Кузьмин (изначально - Сапежин) - достаточно древнее поселение и в письменных источниках впервые упоминается еще в 1494 году. Его первоначальное название прямо указывает, что это село когда-то было в собственности литовских магнатов Сапег (Сопиг). Топоним Кузьмин - тоже «сапежного» происхождения и связан с Казимиром (Кузьмой) Сапегой. Затем Кузьмин принадлежал Гербуртам, Стадницким и Грабьянкам.
Фаддей Грабьянка - личность незаурядная. В свое время это был едва ли не самый влиятельный из тогдашних европейских масонов и мистиков. Красноречивый факт - современники искренне считали, что под псевдонимом «граф Калиостро» скрывается именно многоликий Фаддей Грабьянка, известный также как граф Суткивецкий, граф Остап и «Король Нового Израиля». Только когда истинный Калиостро добровольно сдался в руки инквизиции, все узнали, что на самом деле за этим псевдонимом скрывался не Грабьянка, а некий Джузеппе Бальзамо. Эта историческая ошибка, кстати, ярко прослеживается в известной советской кинокомедии «Формула любви».
Киношный Калиостро здесь никак не напоминает Бальзамо, но как вылитый похож на Грабьянку. Можно предположить, что в свое время исторический консультант воспользовался каким-то древним изданием, где портрет господина Фаддея был подписан как «Граф Калиостро». Благодаря масонским забавам «Король Нового Израиля» едва не обанкротился. В 1781 году он был вынужден на время отдать за долги Кузьмин и половину соседнего Фельштина каменецкому кастеляну Онуфрию Морскому. В самом Кузьмине Фаддей Грабянка никогда не жил. Зато его резиденция была в соседнем селе Остапковцы (отсюда одно из его псевдо – «граф Остап»).
Кузьмин до сих пор сохранил структуру типичного городка. Его центром является рыночная площадь, вдоль которой приютились церковь и синагога. Каменный, крестообразный храм Рождества Пресвятой Богородицы возвели в 1839 году на месте одноименной деревянной церкви XVIII века. В 1934 году храм закрыли коммунисты и кощунственно превратили его в свинарник. Безбожники также разрушили высокую (39 метров!) колокольню и демонтировали купол. Из своего дома выселили также священника Владимира Калицкого. Отец еще четыре года спустя был вынужден жить рядом со свиньями в притворе разоренного храма. В 1938 г. отец Владимир внезапно исчез. Есть подозрение, что его репрессировали. При немецкой оккупации храм открыли, но ненадолго. В 1950-х церковь снова закрыли и только в середине 1960-х здесь возобновились богослужения.
С противоположной стороны рыночной площади стоит синагога - ведь до Второй мировой евреи составляли треть населения города. При немецкой оккупации почти все они были вывезены в Ярмолинецкое гетто и уничтожены. Уцелели только те, кто успел эвакуироваться, или кого спрятали местные украинцы и поляки. Синагога является ровесницей храма. Ее тоже построили в тридцатых годах XIX в. Интересно, что в архитектуре синагоги ярко прослеживаются фортификационные черты, характерные для оборонных синагог XVI-XVII вв. Только толщина стен здесь обычная, а не «крепостная» как встарь.
Оборонительные черты здесь скорее дань традиции. В послевоенные годы в синагоге был магазин, позднее обустроили кухню. Сейчас сооружение пустует, а внутри образовалось стихийная свалка. Старожилы вспоминают, что пол в синагоге была вымощен яркими узорчатыми изразцами, а на второй женский этаж вели деревянные лестницы, украшенные причудливой резьбой. В каких-то двух десятках метров справа от синагоги бьют мощные источники. Самое большое образует живописное озеро, берега которого обложены камнями. Когда-то здесь была миква - место, которое евреи использовали для ритуального омовения. Второй источник, убранный в составленное из известняковых глыб кольцо, до сих пор используют как обычный колодец.
У источников когда-то было оборудовано еще и «прало» - специальное место, где кузьминские женщины стирали белье. На это указывает похожий на большой жернов специфический плоский камень. О еврейской общине Кузьмина до сих пор напоминает старый киркут XVIII-XX вв. Он тоже находится неподалеку от рыночной площади. Старое кладбище сильно заросло деревьями и кустами и его посещение станет приключением. Но оно того стоит. На кладбище встречаются очень красивые барокковые надгробия-мацевоты XVIII в., украшенные высокохудожественной резьбой. Кроме того, на самой рыночной площади можно увидеть немало типичных для еврейской местечковой застройки домов-магазинов.
К сожалению, римо-католический костел, который тоже был в городе, не пережил атеистической вакханалии. Храм св. архангела Михаила, возвышающийся на противоположном берегу реки Смотрич (точнее, ставка) - это только его квази-заменитель. На самом деле, это здание старой школы, которая действовала при костеле и к которой в 1997 г. пристроили две простенькие колокольни. На плотине, соединяющей левый и правый берега реки Смотрич, стоит очень симпатичная водяная мельница XIX в. Особенно эффектно выглядит перекрытая арочными конструкциями млинарка - специальный канал, по которому вода поступала в водяное колесо (позднее - турбину). Мельница действовала еще в начале 1990-х годов (правда, работала на электроприводе).
Мимо мельницы от Кузьмина и дальше проходит дорога, которая в народе издавна называется «австрийской». Тому есть две причины. Первая – когда-то она вела в Австрию. Точнее, до пограничного на то время Сатанова (выходит сразу к его околицам). Сегодня по этой дороге хорошо, если в день проедет два десятка автомобилей. А с древних времен и где-то до начала 1960-х годов это была одна из важнейших и самых оживленных дорог Подолья. В частности, еще с княжеских времен по ней в Киев везли соль из солеварен Коломыи. Благодаря этой трассе в свое время Кузьмин также стал одним из крупных центров приграничной торговли - здесь организовывались многолюдные ярмарки, на которые приезжали купцы, как из Австро-Венгрии, так и со всей Подольской губернии (в то время пограничный режим был довольно либеральным). С началом Первой мировой эта дорога стала стратегической. По ней на фронт двигались колонны войск и обозов. Именно тогда в 1914-1916 гг. весь путь от Кузьмина до Сатанова выложили брусчаткой. К этим работам были привлечены австрийские пленные. Это вторая причина, давшая название дороге. Вот и имеем дорогу в Австрию вымощенную руками австрийских пленных. Австрийцы работали с немецкой тщательностью, эта брусчатка в довольно приличном состоянии сохранилась до сих пор.
Интересный факт - на советских военных картах именно эта полузаброшенная дорога, а не современная асфальтированная трасса, обозначена как стратегическая. В случае войны именно ею должны перебрасываться войска. Чуть дальше, за Кузьмином, даже оборудован скрытый под толстым железобетонным колпаком специальный «военный» источник. Здесь, по планам советских генералов, даже в случае ядерного конфликта можно было бы набрать незагрязненной воды. Несмотря на это, дорога пришла в упадок. Хотя это самая короткая дорога, ведущая на Запад, но с точки зрения современной логистики она оказалась неудачной. Дело в том, что в течение более двух десятков километров от Кузьмина до Сатанова нет населенных пунктов. Поэтому когда в 1960-х годах выбирали, где класть асфальт, предпочли трассу, связывавшую максимальное количество сел. Как отмечалось выше, этот путь активно использовался еще с княжеских времен (возможно и раньше). С этим связано еще одна местная туристическая приманка.
На северной окраине села, на вершине довольно высокой горы, раскинулось городище Х-XIII веков. Для обороны это место более чем удачное - высокий холм с крутыми склонами, да еще и защищенный с востока рекой с заболоченной долиной (нижний ряд валов городища подходит к Смотричу чуть ли не вплотную). Укрепление именно в этом месте появилось неслучайно и своим существованием обязано именно упомянутой дороге. Когда-то это была большая феодальная усадьба-замок, которая контролировала и охраняла оживленный торговый путь. Городище уничтожили в XIII в. Вряд ли это сделали ордынцы Батыя, которые прошли далеко в стороне. Скорее всего «постаралось» войско короля Даниила Галицкого, которое именно этим путем шло под стены Меджибожа. Однако точно можно говорить лишь о том, что городище уничтожили в результате нападения врага. Его валы просто усеяны ржавыми наконечниками стрел.
Городище лежит на границе урочищ Камлай и Хандюк. С этим связаны местные легенды. В частности о турецких ханах Камлае и Хан-Дюке. Откуда у турок ханы - тот еще вопрос. Хан-Дюк и хан Камлай после покорения турками Подолья обустроили на горе над Смотричем замок. Жадные и похотливые турецкие ханы не только грабили и уничтожали несчастных подолян, но и забирали себе для развлечения всех красивых девушек, которых затем жестоко убивали. Похитили и невесту местного кузнеца Остапа (отсюда, кстати, и название соседнего села Остапковцы). Кузнец такого надругательства не выдержал, наковал кучу оружия, собрал ватагу местных парней, убил похотливых пришельцев и разрушил замок. Невесту Остап спас, они поженились и жили, как и должно быть, долго и счастливо.
На самом деле ни один хан (тем более - «турецкий») и рядом не пробегал. Происхождение топонимов совершенно банально и тщательно задокументировано в правдивых исторических документах. В 1811 году мельницу арендовал крестьянин Павел Камлай. С «Ханом-Дюком» та же история. На самом деле топоним изначально звучал как Кандюк, то есть сын Кандида. Последний был арендатором той же мельницы, но уже после Камлая. Другие легенды о городище типичны для «замков» Украины. В частности, одна рассказывает о городе, ушедшем под землю, и на Пасху здесь можно слышать церковные колокола, звучащие из глубин. Или рассказывают о подземелье, набитом золотом и серебром. Вход в него открывается раз в год (в пасхальную ночь), но даже пальцем тех сокровищ касаться нельзя, потому что будет беда.
Экскурсия к городищу не оставит никого равнодушным. Во-первых, идти придется старой лесной дорогой, связывающей Кузьмин и Остапковцы. Дорога тянется вдоль живописного Смотрича. Лесная река - это всегда красиво. Сама же дорога обсажена по обочине старыми узловатыми ивами и выглядит очень романтично. Чем-то похоже на кадры из фильмов-сказок, где такие дороги обычно ведут в логово колдуна или еще какого Кащея. Далее «австрийской» дорогой можно направиться сразу в Сатанов - один из самых интересных малых городов Украины. Можно «асфальтом» махнуть в Городок. Это каких-то полтора десятка километров, а уже отсюда, по желанию, или в Сатанов, или к Ивахновцам и Гусятину.