Сутковцы - церковь-крепость, граф Калиостро и масоны
Хмельницкое село Сутковцы знаменито своей церковью-крепостью. Последняя является самым известным, более того - эталонным образцом оборонного храмового строительства. Поэтому туристы здесь не редкость. Тем более, что Сутковцы лежат всего в каких-то 5 км от трассы, по которой экскурсионные автобусы направляются из Киева в Каменец-Подольский или Львов. Возведенную когда-то против татарских набегов храм-крепость теперь атакуют орды туристов. Особенно в выходные. Правда на экономике села это отнюдь не отражается. Обычно такой набег длится не более 30 минут. Приехали, позаглядывали, повосхищались, сделали фото «на фоне» и айда дальше. А зря - в Сутковцах немало весьма интересных и живописных местечек. Здесь стоит провести, по крайней мере, несколько часов.
В исторических хрониках Сутковцы (ныне - Ярмолинецкий район) впервые упоминаются в 1407 году в грамоте литовского князя Витовта, которой он подарил Хотько Кроату (выходцу из Венгрии) городок Ярмолинцы вместе с прилегающими селами. За верную службу, конечно. Впоследствии Сутковцы отошли внуку Кроата Федору, который и стал первым из рода Сутковецких. Собственно на средства Федора Сутковецкого и возведены главные исторические достопримечательности села - церковь и замок. Храм изначально тоже возвели как просто укрепление. Есть версия, что именно здесь была первая резиденция Федора Олехновича. Когда же на соседнем холме возвели больший замок, то шляхтич с «малого» замка съехал, перестроив его в храм. Сутковецкие владели селом до 1593 года. Последним мужчиной этого рода стал Иван Сутковецкий. Потом местными землями владели шляхтичи Балабаны, а с конца XVII в. - Грабянки. В целом, шляхтичи, как шляхтичи. За исключением разве что Сутковецкого графа Фаддея Грабянки.
Упомянутый пан здорово поехал крышей на мистике, чем не замедлил воспользоваться известный проходимец граф Калиостро. Правда, как в фильме «Формула любви» итальянец статуй не оживлял. В Сутковцах он занимался более значительным делом - синтезировал «философский камень». Последний, напомним, не только якобы превращал разный хлам в золото, но и мог даровать еще и вечную молодость и жизнь. Фаддей Грабянка денег не оплату труда «мага» и на ингредиенты для «философского камня» не жалел. Если кто подумал, что пану Фаддею золото и молодость нужны были для того, чтобы наслаждаться жизнью (девушки, банкеты, охоты и т.п.), то он ошибается. Грабянка хотел изменить мир. Конечно к лучшему, потому что был иллюминатом.
Граф Сутковецкий имел как политическую программу-минимум - восстановление новой Речи Посполитой (Республика Света) в составе союза Польши и Украины, так и создания новой мега-империи с землями бывшей Византии (в том числе Палестиной и севером Африки). В Сутковцах Калиостро написал для Конституцию для задуманной Фаддеем Грабянкой республики, а также разработал для здещних масонов ритуал «Непобедимого Скифского Солнца». Основным его атрибутом была «Золотая Скифская Реликвия» - какая-то особая золотая вещь, откопанная в кургане. Здесь же, в сутковецком замке, состоялась презентация обряда. Основательно выставив пана Фаддея на деньги, Калиостро убежал, а сам граф Сутковецкий, достаточно прогнозируемо, вскоре перебрался в казематы петербургской Петропавловской крепости. В Российской империи традиционно не одобряли, когда подданные занимались политической самодеятельностью.
Уже при въезде в село становится понятным значение топонима. В этой местности можно услышать слово «сутки». Нет, это не суржиковый вариант слова «доба». Сутками называют проход между холмами и склонами. Этих «суток» здесь до черта, отсюда и название. Собственно этот посеченный ландшафт и стал причиной возникновения здесь села и укреплений. Как уже отмечалось выше, изначально церковь была просто оборонительным сооружением, которое построили еще в 1476 году. Сооружение имеет два этажа. На первом находится собственно сам храм, а второй, с бойницами по периметру, использовался как боевой.
По планировке сутковецкая Покровская церковь относится к достаточно редкому для Украины тетраконху - квадратный центр и прилегающие к нему, как лепестки, четыре (тетра) полукруглые апсиды (конхи). В Средневековье такие храмы были достаточно распространены на Кавказе. А вот сочетание «тетраконховости» с оборонной функцией - это уже сверхредкость. Аналог можно увидеть только во французском городе Этамп, где до наших дней сохранился донжон местного замка. Правда, храмом он так и не стал. Как и в Этампе, сутковецкая фортификация в «церковный» период тоже играла роль донжона. Замок не сохранился, хотя следы его валов прослеживаются и сегодня.
Из особенностей архитектуры стоит упомянуть и подпирающий свод столб-колонну. Подобного в храмовой архитектуре Украины не увидеть больше нигде. В течение последних полутора веков храм трижды перестраивали. Во время перестройки храм потерял готические и барокковые черты. Со второй половины ХХ в. у храма началась «черная полоса». В те времена в СССР было очередное обострение воинствующего атеизма и для храма это означало смертный приговор. К счастью историкам удалось отбить это нападение. Затем, уже при независимости, в 1990-х годах местные жители провели собственными силами «ремонт», после которого под цементом оказались погребены фрески XVI века. Цементная «шуба» снаружи тоже наделала беды. В 2006 г. сооружение признали аварийным.
Во время реставрации 2008-2010 гг. храм вместо жести перекрыли гонтом. Это для древних подольских храмов более аутентично. Но откуда авторы проекта реставрации взяли, что крыша была именно такой? Зачем было достраивать абсолютно фантазийный третий ярус бойниц (имеются в виду бойницы в виде ступенчатых треугольников)? Ведь, что на старых фотографиях, что на известном рисунке Наполеона Орды видно только два яруса бойниц. Зачем было в исторической постройке лепить абсолютно придуманную крышу, когда есть достаточно подробный рисунок, как храм выглядел до перестройки 1894 года? Кстати, все упомянутые выше современные перестройки являются прямым и злостным нарушением Венецианской хартии о сохранении и реставрации памятников.
Качество работ оказалась не лучше. Строители при перестройке залепили проложенные в стенах вентиляционные отверстия. Зимой, когда холодно, а в храме много людей, с потолка капли воды прямо на головы падают. И крыша протекает. От постоянной влаги в полу грибок завелся. Пол местами довольно неприятно прогибается под ногами, и запах плесени присутствует. Спустившись в подвальную часть, всю неприятность плачевного состояния храма видно как на ладони. Даже не верится, что ремонтно-реставрационные работы завершили каких-то шесть лет назад. Тогда же в подвале открыли подземную крипту, полностью наполненную перемешанными человеческими скелетами. Кости и черепа сложены в огромный гроб, который сейчас просто стоит в ожидании, когда появятся средства на проведение исследований. Пока неизвестно, кто были все эти люди и когда умерли или погибли. Скорее всего, это остатки защитников церкви-крепости, погибших при очередном вражеском набеге.
В основе центральной колонны храма бросается в глаза надгробие некоего Гаврилы Булацена. Кто это и за что ему выпала такая честь - никто не знает. При расчистке подвалов нашли проход в подземный ход, который связывал церковь-крепость с замком. Местные, правда, уверяют, что были здесь когда-то ходы в Каменец-Подольский, Хотин и Меджибож. Но это уже сказки (кстати, такие рассказывают едва ли не в каждом старинном городке Подолья). От Сутковцов в Каменец и по поверхности не просто добраться. Боевой ярус тоже стоит посетить и обратить внимание на бойницы. Одни - для дальней стрельбы, другие - чтобы бить врагов, которые толкутся под самыми стенами. Амбразуры приспособлены для луков, что еще раз подтверждает почтенный возраст сооружения.
«Автобусные» туристы обычно любуются древней крепостью с площадки, которая заходится метрах в ста от церкви. Чтобы дойти до самой цитадели, нужно хорошенько прогуляться и еще перейти на соседнюю гору через «сутки» по дну которых журчит безымянный ручеек. Старожилы утверждают, что до Первой мировой добраться до замка будто бы было проще - между горами был протянут подвесной мост. Кто прогуляется и выкарабкается на замковую кручу - не пожалеет. К сожалению, из четырех башен укрепления до настоящего времени дошла только одна и фрагмент фундамента другой, а еще валы и рвы. Вокруг уцелевшей башни видны специфические «закопушки» рыцарей металлодетектора и лопаты. Что искали и что нашли «черные археологи» - неизвестно. Не золотую ли «Скифскую Реликвию» графа Калиостро?
В древности часть обрыва несколько подправили, чтобы усложнить его преодоление врагами. Становится понятно, почему мало кто решался штурмовать Сутковецкий замок. В 1567 г. крепость подверглась сильным разрушениям, после чего ее пришлось восстанавливать чуть ли не заново. Впоследствии, когда угроза татарских набегов и турецкого вторжения миновала, замок потерял оборонное значение и некоторое время использовался как дворец. Большую часть бойниц расширили и превратили в окна. В XIX в. он уже пустовал и постепенно разрушался - это хорошо видно на рисунке Орды.
Под замковой горой бьет мощный источник с очень вкусной водой. Воды вытекает столько, что у колодца образовалось немаленькое и очень живописное озеро, из которого вытекает ручей, впадающий в реку Ушицу. Возле реки до сих пор сохранился корпус старой водяной мельницы. Еще в начале 70-х она молола муку, а в 60-х здесь работала мини-ГЭС, которая обеспечивала село током. Сохранилось очень фактурное и яркое оборудование на шлюзе. Огромные, более полутора метров в диаметре чугунные шестерни, передачи и еще больших размеров «штурвал». Машинерия еще дореволюционная. Но фотографии не передадут всей грандиозности конструкции и живописности этих окрестностей в целом.