Черкащина - край казачьих традиций и родина Шевченко. Из школьных уроков литературы каждый слышал о шевченковских местах - Звенигородке, Мошнах, Каневе, Субботове, Моринцах. Но вряд ли широко известна история о небольшом селе Мошны, которое известно не только аутентичным старинным домом Кобзаря, но и английским дворцовым ансамблем Воронцова, а также оригинальным неоготическим храмом.
Архитектурная история Мошн начинается еще от Александра Вишневецкого, который построил в этой местности замок и костел, где позже появился Мошногорский Вознесенский монастырь. Именно в этом монастыре Юрий Хмельницкий находился после того, как сложил полномочия гетмана, а его славный отец Богдан выбрал Мошны, бывшие казацким сотенным городом и имевшие Магдебургское право, для подписания своих универсалов.
Начиная с XVIII века, Мошны находились под властью польских магнатов - Любомирских, Радзивиллов, Моравских. Однако в конце века земли выкупил князь Потемкин, оставив село в наследство своей племяннице Браницкой, которой, кстати, принадлежал известный белоцерковский парк «Александрия». Именно на дочери Браницкой и женился граф Михаил Воронцов, который начал архитектурные эксперименты на Мошногорщине.
Впечатляющие и величественные пейзажи, древние рощи Мошногорья были выбраны графом Воронцовым для уютной семейной жизни. На холме он построил новый дворец на восемьдесят комнат. Рядом располагались флигели. Лес, который занимал значительную территорию, стал парком с различными местами для прогулок, беседками и площадками. На Мошногорской возвышенности возвели 58-метровую башню князя Святослава, называемую в народе Мошновским столбом, откуда можно осмотреть окрестности, реку и Черкассы.
Как свидетельствуют историки, Воронцов перенимал и частично воплощал в Мошнах все тенденции Англии, где вырос и где были самые передовые на то время в мире технологии и промышленность. Не случайно первый пароход в России появился именно в Мошнах. Кстати, в музее Шевченко экспонируется фотография этого загадочного парохода под названием «Пчелка». Его двигатель поставил сельский кузнец Мусий Вернигора. Дело в том, что друзья-ученые Воронцова через два года после появления парохода в Англии переслали князю секретные чертежи двигателя, и в Мошнах кузнец сделал уникальную в то время паровую машину.
После революции дворец был заброшен, в 1917 г. усадьбу грабили несколько раз. Наибольшим было ограбление в конце 1919 года, когда усадьбу фактически уничтожили полностью. В войну усадьба была уничтожена окончательно, повален Мошновской столб. От бывшей усадьбы сохранились только семикилометровая аллея, декоративный десятиметровый обелиск и Спасо-Преображенская церковь. По приказу Михаила Воронцова в 1830 году был заложен краеугольный камень этого храма.
Строительство продолжалось десятилетия. Автором проекта стал итальянский архитектор Джоржо (Георгий Иванович, как говорили в народе) Торричелли. Он работал городским архитектором г. Одессы и, будучи уроженцем Швейцарии, использовал в своих проектах элементы западной архитектуры. Поэтому в сооружении к романтическому стилю добавились элементы тюдоровской готики. Здание церкви величественное, стройное, в стиле западноевропейской готики.
Восьмигранное среднекрестье венчает величественный, изысканных очертаний купол, к широким стенам присоединены граненые выступы - часовни. Декоративные колонны на каждом углу церкви. Над часовенками возвышаются купола подобные главному. На фасадах видны зубчатые парапеты. Окна и двери храма - готической формы. Такая же церковь построена во Франции, в Париже. Меньшая копия Мошногорской церкви построена в Ялте - на крымских кручах стоит храм Иоанна Златоуста. Построен он на средства того же Воронцова. Таким образом хозяин имений хотел показать единство своих владений.