Еще в первом упоминании о Львове в 1256 году было написано, что город этот стоит на трех холмах, среди которых – нынешний Свято-Юрский. Именно с последним связана одна из древнейших историй духовной жизни города, начиная от княжеской эпохи и заканчивая сегодняшним днем. Свято-Юрская гора с современным собором св. Юрия XVIII века в стиле рококо поражает духом и древностью, которые говорят сквозь стены и легенды вокруг самого Свято-Юрского ансамбля и его крипты под святая святых. Что же веками хранил один из главных храмов УГКЦ? О чем могут рассказать храм, колокольня, трое парадных ворот, митрополичьи палаты и святыни?
Львовский бургомистр и первый хронист или, как его еще называли, «львовский Соломон», Бартоломей Зиморович в своей работе «Львов тройственный» вспоминает о строительстве первой каменной церкви св. Юрия в 1363 году. А перед тем, около 1270-х годов, согласно труду Зиморовича, на Свято-Юрской горе поселяется стрый (дядя по отцу) князя Льва Василько, который и был первым монахом в пригороде. Но в действительности в летописях было указано, что князь владимирский Василий Романович умер еще в 1269 году, то есть первым монахом никак не мог быть дядя Льва. Как предположил Крипьякевич, «целая история вышла, очевидно, из смешения имени Василько с его современником Войшелком, сыном литовского великого князя». А последний действительно был в течение 1252-1254 гг. монахом в Свято-Онуфриевском и Лавровском монастыре. Зато исследователь И. Мицко отсылает нас к путешественнику Мартину Груневегу, который вспоминал в конце XVI века о пещере на Свято-Юрской горе возле Львова. Эту пещеру давно называли Змеиной ямой, что сразу же вызвало аллюзии на легенде о борьбе св. Юрия со змеем. А князь Василько или Войшелк созвучны с названием легендарного змея, которого убил святой. Чудовище называли василиск или вазилишк. Вот и говорили «вазилиск на Свято-Юрской горе».
Теперь перед самым входом в храм есть пещера, правда она не Змиева, а посвящена св. Онуфрию, который является покровителем монахов и, в частности, покровителем старейшей обители во Львове - монастыря св. Онуфрия, который первоначально находился у подножия Свято-Юрской горы. До сегодня с середины XIV в. Свято-Юрская гора сохранила старейший колокол города - «Дмитрий» (1341 г., по другим данным 1349 г.), отлитый в то время, когда от имени литовского князя Дмитрия-Любарта Львовом руководил боярин Дмитрий Дедько. Не сохранилось качественное изображение, как выглядел этот храм и монастырь рядом с ним. Известно, что старый храм был разрушен во время большой осады города турками. Еще с XVI в. храм стал центром львовских епископов. В 1596 году епископ Гедеон Балабан не подписал документ Брестского собора, поскольку был противником унии с Римом. Поэтому Львовская епархия долгое время не была униатской. Только епископ Иосиф Шумлянский в соборе св. Юра в 1700 г. провозгласил акт единения Львовской епархии с Римским престолом. Этот епископ в целом был очень интересный и активный. Еще в 1673 г. он велел перевезти из Теребовли, что на Подолье, в собор св. Юра чудотворную Богородичную икону. Вблизи храма он построил две часовни. Первую - святого Прокопия - с южной стороны при колокольне. А в 1700 году пристроил Покровскую часовню, куда и была сначала перенесена теребовлянская икона. Также епископ основал при кафедре типографию, где в 1687-1688 годах появились необычные произведения книжного искусства - «Метрики» и «Псалтырь». А в 1700 году напечатан «Ирмологион» - нотная книга, в которой впервые в Украине и в восточнославянском книжном искусстве был использован нотный шрифт.
С XVII в. на площади перед собором св. Юра начали происходить многолюдные ярмарки по случаю храмового праздника. Однако в XVIII в. сооружение храма оказалось в неудовлетворительном техническом состоянии, в стенах были трещины, которые могли привести к разрушению. Кроме того, церковь внутри была узкой и темной. Поэтому владыка Афанасий Шептицкий (1715-1746) решил построить новый храм. Он хотел создать для потомков то великое, что соответствовало бы наивысшим достижением тогдашней архитектуры. Основатель нового храма своему брату и преемнику Льву Шептицкому (1749-1779) назначил на это 116 820 злотых. В свою очередь, владыка Лев планировал часть денег использовать на строительство греко-католической семинарии непосредственно возле храма.
Чтобы собрать нужную сумму на построение храма, митрополит назначил отдельный налог, и финансы были собраны за 10 лет. Незадолго до своей смерти Лев Шептицкий купил два села близ Львова: Мшану и Мальчицы, а доходы от них назначил на строительство, что тоже способствовало завершению проекта целостного архитектурного Свято-Юрского ансамбля. Сооружения в стиле рококо возводил Бернард Меретин. Строительство храма продолжалось почти 20 лет. После смерти Меретина начатое дело завершил Мартин Урбанек. Отделочные работы продолжались значительно дольше. Над главным порталом храма стоят две скульптуры архиереев - Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, и Папы Льва V, которые соответственно были покровителями Афанасия и Льва Шептицких. На фасаде, словно увенчивая фигуры покровителей храма, размещена скульптурная композиция «Юрий-змееборец». Автором работы является известный львовский скульптор, мастер экспрессивной пластики Иоганн Пинзель. Его работы считают лучшим образцом западноукраинской барокковой скульптуры XVIII века.
До самого двора собора ведут две пары парадных ворот, вторые из которых украшены аллегорическими фигурами. На арке скульптор Михаил Филевич символически представил римскую (латинскую) и греческую (византийскую) Церкви. А на третьих воротах, стоящих в направлении старого города, изображены две скульптурные фигуры, олицетворяющие веру и надежду. Напротив собора - дворец греко-католических митрополитов, который построил популярный в то время архитектор и главный строитель Львова Клеменс Фесингер, сын известного Севастьяна Фесингера. Апартаменты дворца имеют богатое архитектурное убранство, тоже в стиле рококо, но с вкраплениями классицизма. Название сооружения соответствует его назначению: здесь от восстановления Львовской митрополии в 1808 году проживают местные владыки. А в 2001 г. в палатах останавливался Иоанн Павел II. До 2005 г. здесь жил глава УГКЦ, а после переноса его резиденции в Киев, в палатах снова живет руководство УГКЦ во Львове.
Возвращаясь в храм, интересно обратить внимание на памятную таблицу на стене справа от главного входа. Она посвящена Францу Ксаверию Моцарту (1791-1844) - сыну известного композитора Вольфгана Амадея Моцарта. В 1826 г. Франц выполнил знаменитый родительский «Реквием» во время концерта в соборе св. Юра. Открывая тяжелые двери собора, оказываемся в крестово-купольной планировке, интерьере характерном для позднего барокко (рококо) - белые стены, наполненность форм и богатая позолота. На пилонах в медальонах размещены портреты галицких митрополитов, в том числе - Андрей Шептицкий и Иосиф Слепой.
Главный алтарь выполнен скульптором Себастьяном Фесингером (XVIII). Иконостас тоже в стиле рококо, его составляют лишь Царские и диаконские врата, помещенные между цоколями колонн. Иконостас богат резьбой и позолотой, содержит на решетчатой основе традиционные медальоны с изображением четырех евангелистов; выше - Благовещение. Над Царскими вратами, вверху, между колоннами, возвышается скульптурный образ Христа Пантократора (Вседержителя). Интерьер алтаря дополняют центральная икона Христа Учителя, которая по сюжету воспроизводит Нагорную проповедь Иисуса Христа (художник - Франциск Смуглевич), и скульптурная композиция Бога Отца в ореоле.
Другие же, традиционные для украинского иконостаса, образы размещены в соборе отдельно. Особенно ценными являются работы украинского художника, воспитанника венской Академии художеств Луки Долинского. Ему принадлежат иконы пророков и праздничные, которые можно увидеть в алтарной части храма. Амвон принадлежит авторству Михаила Филевича. Нижняя часть амвона содержит икону Тайной Вечери, а верхняя - скульптурную композицию Иисуса Христа с крестом на земном шаре (рядом - евангелисты), показывая таким образом жертву Иисуса Христа на кресте, которой спасается человечество. Напротив амвона, справа, в золотых окладах находится чудотворная Богородичная икона из Киево-Печерской лавры, которую привезли из православной святыни на Львовский собор 1946 года, где планировали разорвать унию с Римом (Брестскую унию 1596 года) и воссоединить УГКЦ с Русской Православной Церковью. После того, как УГКЦ вышла из подполья, и храм вернули греко-католикам, икону оставили как святыню, которая напоминает о препятствиях перед воссоединением Церквей.
Еще одна чудотворная икона находится слева, в приделе храма. Это икона Богоматери Теребовлянской с XVII в. В народе ее называют плачущая Богородица. По преданию, Матерь Божья плачет для предупреждения перед различными опасностями. В 1663 г. в судебной книге города Теребовля под присягой засвидетельствовано, что в четверг и в субботу перед Пасхой икона Богородицы плакала в церкви Преображенского монастыря. В 1673 году львовский епископ Иосиф Шумлянский перенес икону в собор св. Юра в специально построенную часовню. В 2001 г. Иоанн Павел II короновал чудотворную теребовлянскую икону Девы Марии папскими коронами. Также по поручению Папы собор святого Юра получил еще одну ценную реликвию - копию Туринской плащаницы - как дар Церкви, которая особенно пострадала во времена тоталитарных режимов. Святыня выставлена в Свято-Юрском соборе в приделе для постоянного почитания. Рядом с колоннами в соборе в золотистых мощевниках находятся частицы мощей различных святых. Среди них - святого Николая Мирликийского Чудотворца и апостола Петра, святых Валентина, Пантелеймона Целителя, Иосафата Кунцевича и других.
О самом комплексе главного греко-католического собора на территории западной Украины можно сказать много интересного касательно учреждения, поворота апсидной части, стиля барокко-рококо архитектора Бернарда Меретина и т.п. Еще больше тайн может поведать крипта под алтарной частью собора, которая хранит в себе всю историю Свято-Юрской горы от княжеских времен до возрождения УГКЦ и настоящего времени. В ноябре 1991 года в подвалах собора св. Юра начали археологические раскопки, которые продолжались до марта 1992 года. Причиной начала исследования стало завещание Иосифа Слепого, который просил перезахоронить его из собора св. Софии в Риме в крипте собора св. Юра, когда Украина станет независимой. Второе условие - перенести останки митрополита в Софию Киевскую, когда в Украине будет Поместная Церковь. Поэтому когда в 1991 году начали раскопки, по словам одного из четырех их участников, археолога Николая Бандривского, крипта была превращена в склад, ведь в советское время собор был в распоряжении Московского Патриархата.
«Пыль, стулья, куча хлама, мы были поражены таким загромождением святыни, - вспоминает начало раскопок Бандривский. - Сейчас в крипте довольно затхлый воздух, однако когда мы здесь работали в 1991 году, то циркуляция воздуха была удовлетворительной. До не совсем качественной современной реставрации храма здесь работали все вытяжки, вентиляция, разработанная архитектором Меретином. Именно хорошая вентиляция обеспечивала лучшее хранение останков усопших».
Во время исследования в крипте нашли захоронение семидесяти человек, среди которых были и грудные дети. Экспертиза не смогла определить точное время захоронения, но среди человеческих скелетов были пластиковые пуговицы, что указывает на первую половину ХХ века. Также в первый день нашли винный погреб с четырьмя деревянными сундуками, в которых были бутылки 1920-х годов с итальянским вином для причастия. Среди других экспонатов - митрополичья епитрахиль Иова Борецкого 1623 года, кресты, медальоны, широкое священническое одеяние, что, безусловно, подтверждает особый статус собора св. Юра как усыпальницы выдающихся церковных деятелей в течение долгого периода своего существования. Хотя археологи не смогли точно объяснить появление в этой крипте епитрахили Борецкого. К сожалению, на сегодня сложно проследить и установить полную карту древних захоронений в подземельях святыни так же, как и причину некоторых из них.
Среди уникальных находок также распятие Христа из слоновой кости. Хотя само распятие очень миниатюрное (высота - 3,3 см, ширина - 1,7 см, толщина - 1 мм.), но это образец высокохудожественной искусной работы, где четко вырезана каждая мышца, ребра, стопы ног, повязка на бедрах. Поскольку распятие имеет выраженный восточный тип сакрального искусства, то исследователи предположили, что оно могло быть выполнено армянскими мастерами. Более того, еще с XIV века во Львове поселились армяне, которые были также известными городскими ювелирами.
Но самой большой находкой в крипте была небольшая деревянная коробка с анатомически сложенными человеческими костями, которые были завернуты в театральную афишу довоенного Львова и в страницы из учебника украинско-немецкой грамматики. У левой ключицы была капсула с запиской на предвоенном бланке музея: «Заявление. Тут заявляю под словом чести ученого, что приложенные к сему письму кости являются останками человека, которого я нашел в каменном саркофаге княжеского собора в Галиче. Это останки основателя упомянутого собора князя Ярослава Осмомысла». Останки Осмомысла доктор Ярослав Пастернак нашел в августе 1936 года во время археологических исследований кафедрального Успенского собора древнего Галича в Крылосе. О погребении князя Галицко-Волынского государства в этом соборе было упомянуто в «Слове о полку Игореве».
Из Крылоса останки перевезли во Львов, где планировали их перезахоронить, однако в 1939 году находку пришлось временно спрятать в крипте собора, поскольку началась Вторая мировая. Вероятно, что об опасности Пастернака предупредил митрополит Андрей Шептицкий, который занимался раскопками и в крипте собора св. Юра, и в Галиче. Сейчас останки князя перезахоронены в одной из двенадцати ниш-аркасолей крипты, в которых лежат и неизвестные человеческие останки начала ХХ века. Где самое ценное захоронение – ученые не указывают, поскольку высока опасность со стороны черных археологов, ведь останки Осмомысла - де факто единственные найденные останки русского князя, которые находятся на территории Украины.
На сегодняшний день в Свято-Юрской крипте похоронены известные архиереи Греко-Католической Церкви Андрей Шептицкий, Иосиф Слепой, Сильвестр Сембратович. Среди захоронений в одной из аркасолей – останки игумена-номината монастыря св. Онуфрия в Лавре Никифора Шептицкого. В 1958 году, когда собор уже был под юрисдикцией РПЦ, в крипте похоронили архиепископа Фотия. Крипта ежедневно открыта для всех христиан, которые намерены помолиться ил отдать дань похороненным здесь священнослужителям. Нельзя заходить только во время богослужений. Львовский собор св. Юра и его ансамбль в 1998 г. был внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.