Город Глиняны на Золочевщине - один из старейших в западной Украине. Здесь, в урочище Диброва, в 1922-24 гг. археологи нашли древние орудия труда: кремневые резцы, скребки, топоры - свидетельство первых поселений периода позднего палеолита (20 тысяч лет назад). Городок, расположившийся на берегах реки Перегноевки, в 46 км северо-восточнее Львова, впервые письменно упоминается еще в XII столетии. При Данииле Галицком он был сожжен татарами, а при его сыне Льве в 1260-1270 гг. восстановлен. Магдебургское право Глиняны получили в 1397 году, раньше Золочева (1441), Тернополя (1540) и Бродов (1584). Подтвердил эту привилегию польский король Владислав II Ягайло. Поскольку с тех пор город подчинялось непосредственно королевской власти, ему были предоставлены земельные угодья, из которых шесть полей получил городской староста и два поля - римско-католическая парафия. Королевский статус города подтверждал тогдашний герб - золотая корона на красном фоне. Сейчас на нем изображены два льва, опершихся на дерево, а над ними две золотые звезды. В 1621 году в Глинянах уже были три синагоги, две церкви и один костел.
На момент вхождения Галичины в состав Польши в сер. XIV в. Глиняны были важным торговым и оборонным центром. Впоследствии там собиралась шляхта, которая нередко выступала против короля, польские войска, которые ожидали своего похода на восток. В начале XVI в. обороне города служили валы с деревянными укреплениями и рвом, также был возведен деревянно-земляной замок (с глубоким рвом вокруг). Центр города окружали пригороды - Войтовство, Задворье, Долишня, Заставье, Пидзамче и Мельники. В 1648 году в Глинянах находилось войско князя Доминика Заславского, которое разгромил под Пилявцами Богдан Хмельницкий. Наступая на запад, гетман занял также и Глиняны. В 1673 году перед походом на Турцию в городке осматривал свое войско король Михаил Вишневецкий. Впоследствии свое войско здесь собирал и король Ян III Собеский. В своем первом галицкой походе задерживался в Глинянах и гетман Иван Мазепа. После перехода Галичины в 1772 году под власть Австрии городок пришел в упадок, прекратив развиваться. Но в 1896 году, когда бургомистром стал Андрей Балтарович, город взялись упорядочивать, переименовывать улицы именами Шевченко, Шашкевича, Котляревского. В 1911 году в Глинянах проживало 4835 человек. Из них 65% были греко-католиками, 10% - римо-католиками, остальные - евреи. Сейчас же наиболее многочисленной является православная община, меньшая - греко-католическая, и совсем мало прихожан римско-католического храма Святого Духа.
Греко-католический Николаевский храм
Без преувеличения украшением Глинян являются его храмы. Размещаются они сравнительно недалеко друг от друга. Храм святого Николая УГКЦ - самый крупный из храмов города. Через дорогу, справа от храма - здание городского совета. От остановки до храма можно дойти через небольшой парк, а можно и дорогой. На месте Святониколаевского храма (как и на местах двух других каменных церквей в Глинянах - церкви святой Анны и костела Святого Духа) сменяли друг друга деревянные церкви. Восстал храм из камня благодаря стараниям священника о. Филимона Решетиловича. Освятил его, как и церковь святой Анны, греко-католический архиепископ Львовский Сильвестр (Сембратович). В советское время заброшенный, с разбитыми окнами и выбитыми дверями, с тусклыми библейскими росписями известного художника Северина Бурачека, храм стал прибежищем местных собак. Сейчас же церковь святого Николая прославилась самообновляющимися фресками. На росписи Голгофы, сделанной в 1932 году, еще четверть века назад два боковых креста не были заметны, а центральный едва виднелся. Теперь они проявились достаточно четко. Над дверью виден фрагмент орнамента, который проступает через современную роспись. Значительно ярче фрески в купольной части: изображение четырех евангелистов. При входе в храм видны евангельские фрагменты, орнаментированные красно-оранжевыми цветами. Бледно выраженные кресты, которые окружают роспись с двух сторон, начали проявляться в 2000-х годах. Есть предположение, что они могли быть нанесены еще при освящении храма.
Храм Успения Пресвятой Богородицы УГКЦ
Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы датируется концом XIV - началом XV века. В 1749 году храм был перестроен, а в 1886 г. чуть не сгорел. Несмотря на хорошее состояние, построенный «на фундаменте и восьми столбах дубовых под гонтовой крышей» (о чем узнаем из описания церкви за 1805 год) храм со временем начинает разрушаться, становится аварийным и в нем прекращаются богослужения. Однако в Сочельник 1936 года происходит чудо, которое привлекает в Глиняны тысячи паломников. Почерневший запрестольный образ Распятия Иисуса Христа самовосстанавливается - его фон и гвозди на теле Иисуса приобретают золотистую окраску. Таит в себе старенькая приземистая церковь и необычной красоты пятиярусный резной иконостас. Датируется он первой половиной XVIII века. Его верхний ярус напоминает ступени. В худшем состоянии центральная икона. Привлекают внимание и глинянские ковры, развешанные по углам и на стенах церкви. Они спасли Успенскую церковь. В 1981 году городским головой Глинян был Владимир Кобылецкий, очень набожный человек. Он по распоряжению районных руководителей должен был превратить храм в склад минудобрений. Но Кобылецкий увешал храм коврами Глинянской фабрики, и он стал краеведческим музеем ковроткачества, а также памятником архитектуры. Сейчас Свято-Николаевский и Успенский храмы принадлежат к одной парафии, продолжая многовековую традицию.
Храм святой Анны УАПЦ
Церковь Святой Анны УАПЦ стоит на перекрестке. Побродив несколько минут, нисколько не пожалеете, ведь откроете величественный храм, преемник старинной деревянной церкви Иоанна Крестителя, стовяшей на этом месте. Старожилы утверждают, что церковь была значительно моложе Успенской, ее настоятелем в 1885 году был отец Михаил Зельский.
Римско-католический храм Святого Духа
Сегодня в Глинянах римо-католиков мало, а потому костел Святого Духа, который расположился напротив Народного дома, мало востребован. Об этом свидетельствует, без преувеличений, его фасад. По сравнению с тремя другими храмами города, костел, мягко говоря, выглядит запущено. Как уже ранее упоминалось, храм Святого Духа в 1397 году основал польский король Владислав II Ягайло. Тогда деревянный костел освятил галицкий архиепископ Иаков Стрепа. И он простоял довольно долго - до 1820-х годов. Нынешний каменный храм начали строить в 1831 году, а через девять лет освятил архиепископ Франциск Пиштек. В начале ХХ века римо-католическая община насчитывала четыре тысячи прихожан.
Глинянское ковроткачество
Глиняны славны не только храмами и чудотворной иконой, но и местными ремеслами. А больше всего - ковроделием. С конца XIX в. именно здесь был центр ткацкого промысла в западной Украине, а их ковры славились далеко за пределами Австро-Венгрии. Сейчас об этом напоминают несколько станков, сохранившихся в глинянской школе и старые здания бывшей ткацкой фабрики. Но ремесло здесь и в дальнейшем не забыли. А основал ткацкую фабрику («товарищество ткацкое») в Глинянах в далеком 1885 году настоятель храма святого Николая отец Филимон Решетилович. Тогда в двух больших зданиях работали 60 ткачей и изготавливали они полотна, полотенца, скатерти, шерстяные платки, занавески на окна. Ткацкое дело очень быстро развивалось. В 1902 году на фабрику приезжал митрополит Андрей Шептицкий. В Глинянах также действовала школа ткачества, чтобы не было проблем с мастерами. В 1906 году ткацкий промысел отца Решетиловича пришел в упадок, поскольку ткачи из Лодзи (Польша) предложили потребителям более дешевый текстильный товар. Тогда рабочие глинянской фабрики взялись за изготовление ковров, но это не принесло ожидаемого результата - они были слишком дорогими.
Чтобы расплатиться с накопившимися долгами, отец Филимон Решетилович был вынужден продать фабрику. Так она перешла в руки Михаила Хамулы, уроженца села Борткова, который купил ее за 155 тысяч австрийских крон. Со временем фабричное производство разрослось - новый владелец нашел рынки сбыта ковров, открыл свои ковровые лавки в Кракове, Варшаве, Одессе и Львове. Чтобы работников хватало, Хамула открыл курсы ковроткачества. Так в 1939 году на фабрике работали 500 ткачей и 360 станков. Ковры Хамулы экспонировались на международных выставках в Варшаве, Париже, Нью-Йорке, а в Познани в 1929 году даже получили золотую медаль. Но после национализации фабрики советской властью Михаил Хамула эмигрировал из Украины. Уже за границей, в 1969 году вышла книга его воспоминаний о родном городке «Глиняны - город моих ковров». К слову, Хамула также был председателем наблюдательных советов банка и районной молочарни, членом местного школьного совета, финансировал спортивное общество «Сокол» и городскую футбольную дружину, культурно-образовательные мероприятия города. Сейчас на фабричных станках занимаются учащиеся глинянской школы. На ткацком кружке они изготавливают небольшие коврики. Их работы тут же и представлены. И будущее глинянского ковроткачества, в прямом и переносном смысле, в руках этих школьников.