«Невозможной и фантастической» называют наши прагматичные современники историю одной из самых больших православных святынь Украины - Козельщинской иконы Богородицы. Вот уже несколько веков подряд для одних она - красивая легенда, для других - проявление реального действия сверхъестественной силы Божией. Современная наука, какие бы удивительные открытия ни даровала человечеству, не может объяснить явление чудесного воздействия на человека икон. Многие из нас, воспитанных в атеистическом духе, долгое время считали все эти рассказы выдумками церковнослужителей, заинтересованных в наплыве в храмы большого количества паломников. Однако, факты - вещь упрямая. А случаев исцелений у образов - сотни тысяч. К таким принадлежит и Козельщинская Богоматерь. Долгие годы ее судьбу изучала кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Украины Вера Жук. Она обрабатывала множество архивных материалов, встречалась и переписывалась с самыми разными людьми. Пока, наконец, отдельные предметы не сложились в картину. Интересную и разнообразную. Козельщинский образ стал широко известен в селе Козельщина Кобеляцкого уезда. София Михайловна Капнист - родовитая барышня, дочь великого математика с мировым именем Михаила Васильевича Остроградского - Козельщинское имение получила за долг. По семейным преданиям, так досталась ей и икона Богородицы. А откуда она взялась в Козельщине? Легенда гласит, что по материнской линии помещик Козельский был потомком известного казака Сиромахи, который во времена гетмана Полуботка был военным писарем. Далее существует две версии происхождения иконы. Согласно одной, Сиромаха перешел на службу к русской царице, за что получил от нее огромные земельные угодья, а также женился на фрейлине императрицы, красавице итальянке. Но она не долго прожила, и вот вроде именно ей принадлежала икона. По другой, гораздо более романтичной версии, история иконы берет начало в XVII веке, как раз при походе запорожских казаков на Константинополь. Во время переправы через Босфор запорожцы начали делить добычу, военный писарь Сиромаха отказался от роскошного парчевого ковра, взяв только икону Богоматери. После победного разгрома Константинополя флотилия казаков попадает в страшный шторм. А по тогдашним понятиям смерть на море, а не в бою, считалась позором для казачества. Вокруг - вспышки молний, гром, бушующее море, а Сиромаха горячо молится перед образом Богородицы. И произошло чудо: будто по мановению волшебной палочки буря утихла, а казаки, целы и невредимы, добрались домой. Прошло время. Сиромаха поселился в Таврии и женился. Впоследствии у супругов родилась дочь. Внук писаря Сиромахи Павел имел своевольный характер и был большим повесой. Чтобы наставить отпрыска на ум, мать дала ему денег и отправила в Козельщину. А как оберег, подарила сыну семейную реликвию - икону Богоматери. По дороге в Козельщину Павла постигла беда, скот не хотел переходить через брод небольшой реки. Он взял в руки икону, помолился, и скот послушался. А вскоре произошло еще одно чудо. Павел, как тогда говорили, «уразумел». Стал набожным, уважаемым человеком, правда, ему не очень везло в делах. Вот такие истории бытовали, пока чудотворный образ не перешел к своим новым владельцам - супругам Капнистам. У Капнистов было трое детей: старший сын (лет двадцати) и две дочери. Всеобщей любимицей была старшая, Мария. Живая, смекалистая и находчивая. Во время Масленицы 1880 г. графу Владимиру Капнисту сообщили из института о болезни дочери. Граф немедленно отправился в путь, и впоследствии обнаружил, что Мария в шутку перепрыгнула сразу через несколько ступенек и подвернула ногу, в результате чего произошел вывих. Врач Мейер заверил графа, ничего серьезного не случилось, и болезнь пройдет. Несмотря на успокаивающий вывод, граф повез дочь к харьковскому хирургу Груббе. Тот тоже не обнаружил ничего серьезного. В хорошем настроении Капнисты вернулись в Козельщину. Но улучшения не наступило, и уже на Пасху у графини Марии искривились обе ноги. Граф снова везет любимицу в Харьков. Доктор Груббе сделал еще одну гипсовую повязку и посоветовал отвезти девочку на Кавказ, чтобы там подкрепить ее здоровье минеральными водами и целебным воздухом. По дороге на Кавказ Марии становилось все хуже. Она теряла силы, ноги становились нечувствительными, а затем и руки. На Кавказе опытный врач Иванов делал все возможное и невозможное, чтобы помочь юной графине. Но с ужасом он понял, что болезнь прогрессирует. Впоследствии поражения распространились по всему телу. Любое прикосновение, даже резкий звук или громкий разговор вызывают страшную боль в позвоночнике. Консилиум врачей признал у девушки заболевание спинного мозга. Граф Владимир Иванович повез Марию в Москву. Здесь ее лечили все тогдашние светила и единогласно вынесли вердикт: «медицина бессильна». Впрочем, посоветовали Капнистам испытать последний шанс - проконсультироваться у парижского профессора Шарко. Именно в это время богатый московский купец Лямин собирался пригласить Шарко для лечения племянницы, и граф Капнист решил воспользоваться этой возможностью. Поскольку состояние Марии во время лечения в Москве снова ухудшилось, София Михайловна повезла ее домой, а граф остался ждать приезда Шарко. Несмотря на адские муки ребенка, убитые горем родители уже готовились к худшему. Родители Марии в глубине души были уверены, что смерть неслышными шагами приближается к кровати дочери. Родные и друзья делали все возможное, чтобы облегчить муки девушки. Пришла телеграмма от графа. Он сообщал, что Шарко уже отправился в путь, а значит, Софии Михайловна тоже должна готовить к новой поездке и Марию. Услышав эти слова, отчаявшаяся Мария снова загрустила, ведь надежда давно оставила ее. А бесчисленные консультации и процедуры только надоедали. Мама посоветовала Марии, чтобы отвлечь ее, взять икону Богородицы и протереть на ней ризы. Мария взяла икону, и слезы обильно покатились из глаз. Она так много выстрадала! Тяжкое увечье, горе родителей, бессилие медицины! А так хочется снова быть такой, как когда-то - веселой, жизнерадостной, энергичной! Мария горячо молилась, и вдруг почувствовала страшную боль, пронзившую позвоночник. Но через мгновение поняла - у нее уже ничего не болит, она снова чувствует тело! На крик девушки немедленно прибежали все родные. София Михайловна, услышав от Марии об исцелении, подумала сначала, что девочка сошла с ума. Но Мария двигала ногами и руками, могла даже самостоятельно подняться. Пришел семейный врач, он снял гипс. С тех пор Мария начала крепнуть буквально на глазах. А отправляясь в Москву, ходила самостоятельно. Граф Владимир Иванович, встречая жену и дочь на Курском вокзале Москвы, не мог сдержать радостных слез. А потом - снова визиты к врачам. И мудрые эскулапы, которые ранее считали случай безнадежным, не скрывая удивления, единогласно вынесли новый вердикт: «Чудо!». Слухи о событии молниеносно распространились по Москве. Пресса без умолку рассказывала об удивительном исцелении Марии Капнист. Москвичи и гости города буквально штурмовали квартиру, где остановились Капнисты. Все стремились поклониться святому образу. Глубоко верующие говорили о небесной благодати. Атеисты (впрочем, их было немного) утверждали, что это - стечение обстоятельств. Но равнодушным событие не оставило никого. Когда Капнисты вернулись в Козельщину, об этом сразу же стало известно благодаря полтавской прессе. Толпы богомольцев стали ходить в имение графа. Он, почитая в народе такие горячие чувства, построил часовню и чудотворную икону перенесли туда. Ежедневно священники один за другим постоянно совершали службы. В копилку для сбора средств на сооружение храма Капнисту поступали многочисленные денежные переводы и огромное количество драгоценной церковной утвари. Приходило и немало писем с показаниями о все новых и новых исцеления, которые произошли после визита в Козельщину. Ехали отовсюду. В 1881-1882 гг. в Козельщине стараниями Капнистов на собранные средства построили и в 1883 г. освятили церковь Рождества Богородицы, куда перенесли икону. А рядом построили квартиру для причта, гостиница для паломников, больницу и другие сооружения. Поток богомольцев не уменьшался, и граф добился разрешения у Синода создать в Козельщине религиозную общину. В течение 1900-1906 годов на монастырской горе построен новый каменный величественный собор в честь Рождества Богородицы. Это уникальное сооружение в середине имеет редкую особенность: здесь нет ни одной колонны. Особенно поражал белый мраморный иконостас. Колонны были выполнены из ценного высококачественного бразильского оникса - разновидности драгоценного агата. Изготовили его в Ростове, в мастерской знаменитого мастера Менционе, как и иконы, паникадила и прочее. В ценной нише-сейфе хранили чудотворную икону. До октябрьского переворота 1917 г. Рождество-Богородичная обитель была известным центром духовной жизни и благотворительности. А затем икону монахини тайно вывезли, долго прятали в разных местах. В годы Второй мировой войны монастырь вновь возобновил деятельность, но в 1949 г. его снова закрыли. В 1990 г. помещения собора Рождества Богородицы бывшего одноименного монастыря вернули Козельщинской православной общине. Началось его возрождение. В 1992 г. обитель возглавила игуменья Ираида (Кравцова). Вернули «из подполья» образ Козельщинской Богоматери. В 1993 г. его выставили для поклонения в Троицком храме Кременчуга, после чего чудотворная икона вернулась в родную обитель. И поныне продолжается возрождение разоренной обители. Прошло немало времени с тех пор, но интерес к Козельщинской Матери-Заступнице не ослабевает. Новые и новые поколения паломников отовсюду спешат в Козельщину, чтобы искренне помолиться и попросить помощи у Богородицы, изображенной на этом образе.
Деревянное церковное зодчество Украины
10.04.2016, Статьи
Белая Криница: блеск и нищета старообрядческого Иерусалима
09.03.2016, Статьи
Любомль - непознанный духовный уголок Волыни
17.04.2016, Статьи
Преображающий одесский собор
25.08.2016, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!