Многие деревянные храмы сгорели в основном на Западной Украине и уже потеряны для украинской культуры. Другие церкви с течением времени, из-за неэффективной реставрации тоже могут быть утрачены потомками. Но, несмотря на потери, мы еще имеем в своем сакральном «арсенале» немалые достижения – например, «пьяные» церкви Прикарпатья, где церкви были средоточием духовной жизни и общим достоянием общества, которое самостоятельно строило и из поколения в поколение передавало традицию уважения к храму. Украинская деревянная церковь не имеет себе равных в европейском и мировом искусстве. Это единственное, что есть «украинского» в нас. Если, например, взглянуть на Софию Киевскую - это европеизм с обработкой наших архитекторов, они хотели внести какие-то свои украинские традиции. В советское время, когда был открыт Олесский замок в 1975 году, удалось присоединить к этому музею несколько деревянных церквей, в частности Подгорецкую 1750 г. (к сожалению, и она уже сгорела), чтобы сохранить их. В советское время под лозунгом атеизма уничтожались храмы. Только на Львовщине было закрыто 500 католических костелов после выезда поляков (действовало только четыре), 800 греко-католических культовых сооружений, священники которых не соглашались перейти в РПЦ. Музейщики, художники, ездили в 60-70 годы XX века регионами, что смогли, то спасли, удалось собрать и сохранить немало уникальных памятников. Более того, галицкая интеллигенция задалась вопросом: «Как сохранить ту или иную церковь?». Единственный имевшийся выход - обустраивать в церквях музеи народного искусства, музеи крашенки (в селе, где дети какие-то вещи приносили в храм). Доходило до того, что делали в церквях музеи атеизма, но таким образом сохранялся храм. В советское время местные коммунисты сожгли только одну церковь в с. Гусей Мостиского района Львовской области. Одну церковь разобрали на трассе из Львова в Киев, якобы она мешала на дороге, хоть такой аргумент выглядел тогда бессмысленным. Но и в период украинской независимости сохранение церквей - памятников архитектуры не получило значимости. И нынешнее состояние деревянных храмов, к сожалению, неутешительное. Многие себе сегодня представляют, что восстановление украинской церкви - это строительство новых храмов, в которые необходимо внести новые иконы, свежие иконостасы, да еще и на современный манер. Наблюдаем такую тенденцию, что из церквей начали выбрасывать произведения выдающихся украинских художников XX века Петра Холодного, Олексы Новакивского. Оказывается, такое уникальное наследие становится чужим для наших современников. И надо вспомнить, что эти художники ездили в тридцатых годах прошлого века по Гуцульщине рисовать уникальные церкви, несмотря на то, что они находились там на отдыхе. Сегодня наши современники имеют другие художественные вкусы, и такие осовремененные представления об иконах имеют место среди наших священников, конечно, не всех. Так, для части православных отцов, выпускников духовных семинарий в Загорске (около Москвы) и Ленинграде, украинская икона не представляет ценности, она для них ничто. Распространяется мнение, что старую церковь надо уничтожить, сжечь. В XVI в. Папа Римский сказал, что католики на Востоке молятся перед образами, нарисованными схизматами, иноверцами, и тогда львовский архиепископ Суликовский приказал выбросить все иконы из церквей и сжечь их. Почему сегодня никто не скажет, что иконы нельзя сжигать? Согласно восточной традиции, если к иконе уже нельзя молиться из-за ее состояния (почернела, разбита), то ее надо сжечь или закопать в землю. С таким подходом сжигают и церкви. Это уже не считается грехом, ссылаются на традицию, мол, уже не надо молиться, поэтому сожжем ее. Такие традиции не способствуют сохранению уникального сакрального наследия. Больно смотреть на то количество церквей, которые сгорели за последние годы - а это 158 деревянных храмов! В центральной и восточной Украине в тридцатые годы прошлого века сталинисты сожгли 15 тысяч церквей! Если учесть, что в церкви находился один иконостас, и не было больше икон, тогда одних икон сгорело около полумиллиона. Сейчас в уентральной и в восточной Украине нет ни одной сохраненной иконы, которая датируется до XVII в. Например, в Киеве на выставках икон выставляют образцы XV-XVI вв., которые написаны галицкими художниками. Тогда в эпоху атеизма, в XX в. все это древнее наследие уничтожили. И когда сегодня возникают подобные вещи, горят уникальные церкви с иконами, то все это вызывает большое беспокойство и озабоченность в среде искусствоведов. Не только они должны этим заниматься, но и Церковь тоже. На приходах нет ответственной личности. В советское время председатель сельсовета расписывался, что он несет ответственность за сохранение определенного храма. А сейчас никто не отвечает. Законы по охране еще не до конца доработаны, поэтому имеем такую ситуацию. В Норвегии сохранилось десятки таких церквей, и они единственные в своем совершенстве. Эти храмы называют «чудом с древности». Так чем мы хуже североевропейского народа?
В Ужгороде открылась фотовыставка деревянных церквей «Wooden treasure»
20.02.2021, Новости
«Поэма в дереве»: прошлое и будущее карпатских церквей
17.02.2016, Статьи
Душа в дереве: новгород-северская Никольская церковь
21.04.2016, Статьи
В УПЦ заметили, что ситуацию с пандемией использовали против Церкви
12.05.2020, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!