Несмотря на столь широкий разброс типов культов, Хассен находит возможным свести их в одну систематизацию, полагая, что общим для них является использование метода контроля сознания, ограничивающего свободу мыслей, чувств и действий548. Однако, как отмечает С.Хассен, контроль сознания не является сам по себе ни добром, ни злом: «термин контроль сознания связан с набором методов и методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует, действует (например, гипноз или блокирование мышления). Подобно множеству видов знания, в своей основе он не является ни добром, ни злом. Если применение методов контроля сознания не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными» 549.
Например, контроль сознания можно применять, чтобы помочь человеку бросить курить, не затрагивая другие формы поведения. Гипноз применяют также при проведении операций с середины XIX в. Но «контроль сознания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается способность человека думать и действовать независимо» 550.
Хассен допускает, что практически любой социальный институт, организация или социальные программы пользуются деструктивным контролем сознания. Он может применяться в психотерапии, в рекламе также используются методы манипулирования желаниями, мыслями и поведением. Контроль сознания используется в тех образовательных системах, которые манипулируют чувствами страха и вины, где воспитание сосредоточивается на воспитании конкуренции и конформизма, где требуют повиновения, а учащиеся не обучаются приемам критического мышления. Однако контроль сознания не применяется в армии, а также в тех учреждениях, где люди проходят суровую подготовку: в медицинских, юридических, военных заведениях и семинариях, т.к. в эти учебные заведения поступают люди, делая сознательный выбор.
Представляется, что причина, по которой Хассен исключает перечисленные организации из числа тех, которые «промывают мозги», совсем другая. Поскольку в западных странах высшей инстанцией является суд, то невозможно даже допустить мысль, будто там работают люди, воспитанные в учреждениях, где «промывают мозги», в противном случае нет никакой гарантии на справедливое судебное решение.
То же касается и армии. Если в ней служат люди с «промытыми мозгами», то миллионы вооруженных лиц могут представлять опасность для общества… Но мнение Хассена насчет армии разделяется не всеми сторонниками идеологии «промывания мозгов», например, Т. Лири551.
Хассен сформулировал четыре признака или индикатора применения контроля сознания. По его же собственному признанию они составлены на основании теории когнитивного диссонанса психолога Леона Фестингера.
___________________
548 См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 41. 549 Там же. С. 81. 550 Там же. 551 См.: Лири Т., Стюарт М. Технология изменения сознания в деструктивных культах. СПб. 2002. С. 140-141. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 15; Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005. С. 10.