В зависимости от того, как осуществляется контроль сознания, а он, по Хассену, может быть «упакован по-разному», он выделяет четыре главных типа культов: религиозные или духовные группы, политические группы, группы массовой терапии и коммерческие группы541.
Кроме того, есть разнообразные «неформальные культовые ситуации», например, они встречаются у людей, чья «семейная ситуация напоминала культ, и с женщинами, пережившими синдром избиваемых жен при контролирующих их мужьях» 542.
Религиозные культы «объединяет сосредоточенность на религиозной догме или практике». В одних группах лидеры провозглашают себя мессиями, пророками, апостолами, в других - элитная группа из нескольких человек, «руководящий орган», утверждает, что знает истинное значение Священного Писания. В восточных группах лидеры называют себя аватарами, гуру, учителями543.
Политические культы Хассен определяет как диктатуры. Типичным примером, по его мнению, был СССР, к ним он относит террористические группы, а также группы, претендующие на борьбу за права человека и социальную справедливость544.
Группы массовой терапии предлагают решать проблемы, сходные с теми, что входят в компетенцию психологов и, может, отчасти психиатров. Они заявляют клиентам, что помогут преодолеть их внутренние психологические проблемы и достичь комфортных душевных состояний. Но такие группы могут стать культами, «если вместо того, чтобы помочь человеку вернуться к нормальной жизни, они ставят его в зависимость от себя», извлекая из клиентов материальную выгоду и навязывая пациентам свою систему ценностей, следование которой приводит людей к душевным расстройствам.
Коммерческие культы эксплуатируют мечты людей заработать быстро большие деньги. Многие из них работают по принципу финансовых пирамид545.
Классификация, предложенная Хассеном, отражала и отражает популярную тенденцию распространять понятие «культ», в частности, на политику. В качестве иллюстрации культовых ситуаций приводят тоталитарные режимы, выискивая в них элементы религиозности. Один из западных историков-марксистов, касаясь характеристики минувшего столетия, пишет: «Краткий XX век был временем религиозных войн, даже если наиболее воинствующие и наиболее взалкавшие крови среди этих религий были светскими идеологиями, уже собравшими урожай в XIX столетии, такими как социализм и национализм, имеющими в качестве богов либо отвлеченные понятия, либо политических деятелей, которым поклонялись как божествам» 546. Из русских философов схожего мнения придерживался Н. Бердяев, рассматривавший коммунизм как религиею547. ___________________
541 См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 48. 542 Там же. С. 41. 543 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 49-50. 544 Там же. С. 51. 545 Там же. С. 51-54. 546 Цит. по: Московичи С. Машина, производящая богов. М., 1998. С. 21. 547 См.: Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 129.