2.4.5. Шесть признаков использования технологии «промывания мозгов» по М. Сингер
Наряду с сочинениями Р. Лифтона и Э. Шайна значительный вклад в идеологию антикультового движения внесла Маргарет Сингер, также изучавшая с 1950-х гг. поведение американских военнопленных в китайском плену, будучи старшим психологом в армейском госпитале Уолтера Рида.
Для объяснения процесса, обозначенного как «промывание мозгов», она вводит свое понятие: «системное психологическое и социальное воздействие» («Systematic manipulation of psychological and social influence»). Свой опыт в области изменения сознания применительно к деятельности культов она изложила в книге «Культы среди нас» («Cults in Our Midst») 499. Процесс «промывания мозгов», по ее мнению, характеризуется шестью главными признаками.
1. Удерживание человека в неведении относительно того, что с ним происходит. Находясь в новом окружении, индивид должен приспосабливаться к нему, но так как каждый шаг незаметен, то он не осознает изменений, происходящих в нем, и конечной цели этого процесса, а его держат в неведении относительно перемен, которые в нем происходят. В результате человек лишается своей автономии, своих прошлых связей и системы ценностей.
2. Контроль над социальным и физическим окружением, особенно над временем индивида. Культы не ставят перед собою цель, чтобы все перешли жить в коммуны, ашрамы и т. п., где бы люди были под непрестанным контролем круглосуточно. Для них важно, чтобы в свободное от работы время (например, в обеденный перерыв) ум культиста был занят чем-то, связанным с деятельностью группы, а после работы он бы все оставшееся время отдавал ей.
3. Систематическое поддержание в человеке чувства бессилия и зависимости от организации. Культы достигают этого, лишая человека связей с друзьями и родственниками, изолируя человека от прежнего окружения и лишая его источников проживания. Для этого человека призывают уйти с работы, отказаться от карьеры и т. п.
Когда человек лишен системной поддержки, его уверенность в оценке и прежнем понимании мира разрушается, и тогда вместо прежнего взгляда на мир культы предлагают свое миропонимание. От этого сопоставления мировоззрений человек приходит в замешательство, но ему не разрешают об этом говорить. Эффективность перехода к культовому восприятию мира увеличивается, когда человек устает, поэтому за ним следят, чтобы он все время был занят.
4. Манипулирование системой поощрений и наказаний с тем, чтобы индивид принял ту идентичность, которая поддерживается руководством.
5. Манипуляция системой вознаграждений и наказаний, чтобы заставить изменить свое поведение.
6. Создание замкнутой (закрытой) системы мышления, когда нельзя задавать вопросы или рассуждать о существующих противоречиях. Если индивид критикует группу, то ему указывают, что это его недостаток, а не организации. В культе права система, а не индивид.
В ходе изучения процесса «промывания мозгов» в китайских концлагерях и тюрьмах Р. Лифтона, Э. Шайна и М. Сингер не создали какой-то новой модели для объяснения поведения американских военнопленных в китайских лагерях. Они использовали или, точнее, приспособили для этих целей разработанные психологами концепции поведения индивида в сложных ситуациях. Причем это приспособление шло путем упрощения этих концепций, со всеми вытекающими в таких случаях последствиями…
Когда же на Западе поднялась очередная волна сектантской активности, они заявили, что методы, применяющиеся в культах, те же, что применялись к американским военнопленным в Китае, следовательно, в культах люди подвергаются «промыванию мозгов» или реформированию сознания, или контролю сознания, или манипулированию психологическим и социальным воздействием, в результате чего они вовлекаются в культ помимо своего желания и воли.
Однако, как представляется, отождествлять ситуацию в концлагере или тюрьме с той, что существует в культах, не вполне корректно, ведь все культы разные, и люди попадают в концлагерь исключительно принудительным путем, а не через «промывание мозгов». Пребывание в концлагерях относится к предельно экстремальным условиям, когда решается вопрос жизни или смерти, и абсолютно все узники не могут по собственному желанию покинуть концлагерь.
В подавляющем большинстве культов нет физического удержания под угрозой неминуемого убийства. Исключение составляет небольшое число сект, например, русские духоборы XVIII в., обладавшие собственной службой по выявлению недовольных и «вероотступников» в своей среде и их наказанию. Но и среди них известны случаи, когда люди покидали секту.
Еще одним примером может служить «Белое братство», члены которого хотели устроить самоубийство в Киеве в 1993 г., но их никто физически не понуждал к этому. В данном случае речь надо вести о духовной мотивации, но и конечно невозможно полностью исключить элементы принуждения в какой-либо форме, но не они являлись доминирующими. __________________
499 Singer M. T., Lalich J. Cults in our midst. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.