2.4.4. Три стадии трансформации мышления по Э. Шайну
Изучению изменения сознания американских военнопленных посвятил свою книгу «Принудительное убеждение» Эдгар Шайн497. На основе бесед с бывшими американскими военнопленными он, как и Лифтон, приходит к выводу о том, что физическое принуждение является важным элементом «промывания мозгов». Для описания процесса «промывания мозгов» он ввел понятие «принудительное убеждение». В своей книге он описывает трехступенчатую модель «промывания мозгов», адаптировав для этой цели концепцию трансформации мышления, разработанную Куртом Левиным498.
Первая ступень: размораживание. На этой стадии взгляды индивида, его прежнее осознание себя и восприятие мира дестабилизируются групповыми представлениями и личными собеседованиями, а также наказаниями и другими приемами. Когда человек, находясь в новом окружении, вспоминает свое прошлое, он подвергается воздействию новой системы, которая полагает, что в прошлом он заблуждался. Программа изменения поведения рассчитана на то, чтобы довести человека до утраты веры в себя, и тогда он станет более открытым, внушаемым, и более зависимым от нового окружения в выборе правильного, с точки зрения группы, мышления и поведения. Дестабилизация ведет к тому, что психологи называют кризисом идентичности.
Вторая ступень: изменение. На этой ступени индивид ощущает, что решения, предлагаемые группой, дают ему возможность выхода. Неуверенность и беспокойство могут быть преодолены, если принять принципы, предлагаемые группой или лидером. К этому решению побуждает наблюдение за поведением тех, кто уже прошел подобный путь, и индивид начинает им подражать.
Третья ступень: замораживание. На этом этапе группа навязывает индивиду свои представления с помощью социальных и психологических вознаграждений и наказывает нежелательные взгляды и поведение критикой и групповым давлением. Группы ставят своей целью создание личностей, которые не жаловались бы на поведение гуру и не сомневались бы в его правоте. Чем больше индивид демонстрирует поведение, одобряемое группой, тем больше это воспринимается как доказательство того, что прежняя жизнь была неправильной, а новая является истинным путем. __________________
497 Schein E., Schneier I., Barker C. Coercive Persuasion. N.Y.: W.W.Norton & CompaN.Y., 1971. 498 Эта модель приводится по книге: Singer M. T., Lalich J. Cults in our midst. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.