2.4.2. Психологическая теория эго-идентичности Э. Эриксона и ее влияние на Р. Лифтона
Эриксоновскую эго-идентичность можно определить как тождественность человека самому себе: «идентичность в самом общем смысле совпадает … во многом с тем, что целым рядом исследователей включается в понятие «я» в самых различных его формах»476.
По Эриксону, «я» не что иное, как словесное утверждение, согласно которому я чувствую, что я - это центр сознания в мире опыта, где я имею последовательную (непрерывную. - Р. К.) идентичность, и что я владею моим разумом и способен выразить свои мысли и ощущения». «Я» или «эго» - это осознание человеком того, что он жив, и он есть сама жизнь477.
Эго-идентичность обозначает твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя по отношению к миру, это чувство адекватности и стабильного непрерывного владения собственным «я» независимо от изменяющихся ситуаций, в которых оказывается личность. «Идентичность - это прежде всего показатель зрелой личности (взрослой), истоки и тайны которой скрыты»478 на предшествующих стадиях ее становления.
Этих стадий всего восемь, но пятая (11-20 лет) является ключевой, и при удачном протекании этого процесса к 20 годам человек приобретает чувство эго-идентичности. Одной из функций эго-идентичности является адаптация к новым условиям и ситуациям, но если эта функция утрачена, то наступает кризис идентичности. Изменение социальных и культурных условий существования личности может вести к утрате прежнего «я» человека и формированию новой личности. Эта перестройка личности может привести к тяжелому неврозу, к «потере себя».
Смысл терапевтической работы усматривался Эриксоном в возвращении пациенту утраченного чувства эго-идентичности. Под влиянием этих идей Лифтон, по-видимому, заключил, что американские солдаты, попав в плен, оказались в новых условиях существования и это повлекло изменение их эго-идентичности. Они пересмотрели прежние убеждения и с позиций новой личности расценили свои действия против корейцев как преступления, но в США восприняли эти заявления как признание в вымышленных преступлениях.
Благодаря книге Лифтона теория «промывания мозгов» стала широко известна на Западе. Для обозначения процесса «промывания мозгов» Лифтон использовал выражение исправление мышления (thought reform - буквально реформирование мышления), которое является его интерпретацией китайской официальной коммунистической программы ssu-hsiang kai-tsao («цзи-цзян каи-цао»), что буквально значит «идеологическое перевоспитание, пересоздание», «идеологическая реформа», применявшаяся в университетах, школах, специальных «революционных училищах», тюрьмах, производственных и административных учреждениях.
По мнению Лифтона, «подобная программа не является абсолютно новой: навязанные догмы, инквизиция и массовые движения по обращению в иную веру существовали в каждой стране и в каждую историческую эпоху. Но китайские коммунисты придали своей программе более организованный, всесторонний и продуманный характер, а также обеспечили ее уникальной смесью остроумных, сильнодействующих психологических методов»479.
Такого же мнения придерживается специалист по психологии влияния Р. Чалдини; касаясь влияния обязательств на поведение человека в будущем, он отмечает, что «люди стали систематически пользоваться ими (знаниями о влиянии обязательств. - Р. К.) многие десятилетия тому назад, задолго до того, как ученые определили их в ходе научных исследований»480. Этими знаниями пользовались и китайцы для изменения сознания американских военнопленных, но китайцы не были научены тому из учебных пособий…
Технология «исправления мышления» безотносительно к конкретным обстоятельствам, «состоит, по Лифтону, из двух основных элементов: признание вины, разоблачение и отречение от прошлого и настоящего зла; и перевоспитание, переделка человека в соответствии с коммунистическим образцом. Эти элементы тесно взаимосвязаны и частично совпадают, поскольку приводят в действие ряд вариантов давления и призывов - интеллектуальных, эмоциональных и физических - нацеленных на социальный контроль и личностное изменение»481.
__________________
476 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 218. 477 Там же. С. 231. 478 Толстых А. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 12. 479 Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005. С. 30. 480 Чалдини Р. Психология влияния. М., СПб., 2006. С. 77. 481 Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005. С. 29-30.