2.4. Идеология процесса «промывания мозгов». Происхождение термина «промывание мозгов»
Впервые западный мир услышал о «промывании мозгов» (brainwashing) применительно к военной обстановке. Выражение «промывание мозгов» было предложено в 1951 г. американским журналистом Эдвардом Хантером467. Э. Хантер использовал китайское разговорное выражение hsе nao, буквально обозначающее «мытье мозгов»468 или «промывать мозг» для описания процесса, в результате которого американцы, попавшие во время корейской войны в китайский плен, внезапно изменили присяге и признались в военных преступлениях, таких, как применение синтетического бактериологического оружия469.
На Западе не понимали, «как могло случиться, что спустя несколько недель после захвата в плен вышколенный военный персонал признается в преступлениях», которых с их точки зрения не было, так как они бомбили корейцев по решению ООН, соглашается с лишением свободы, полностью меняет свои убеждения и идет на сотрудничество с корейскими и китайскими властями.
Для достижения нужных результатов китайцы использовали целый ряд психологических методов. Описание одного из способов воздействия китайцев на американских военнопленных приводит Р. Чалдини в своей книге «Психология влияния».
Китайцы сумели заставить американцев доносить друг на друга, что поразительно контрастировало с поведением американских военнопленных во время Второй мировой войны. По этой причине планы побегов быстро раскрывались, и попытки к бегству почти всегда были безуспешными. «Когда случался побег, - писал психолог Эдгар Шайн, главный американский исследователь китайской программы идеологической обработки в Корее, - китайцы обычно быстро ловили беглеца, предлагая мешок риса тому, кто его выдаст. Фактически почти всех американских военнопленных, побывавших в китайских лагерях, считают сотрудничавшими в той или иной форме с врагом….
Китайцы широко использовали давление обстоятельств и стремление к последовательности с целью добиться покорности со стороны узников. Конечно, главной задачей китайцев было заставить американцев сотрудничать в какой бы то ни было форме. Этих заключенных (т. е. военнослужащих армии США до попадания в плен. - Р. К.) натренировали не сообщать врагу ничего, кроме имени, звания и порядкового номера. Если исключить физическую расправу, как могли китайцы добыть у этих людей военную информацию, превратить их в союзников, заставить публично осуждать свою страну?
Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединенные Штаты несовершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Однако, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американские солдаты подталкивали самих себя к выполнению более существенных требований». Человека, который только что согласился с тем, что Соединенные Штаты несовершенны, просили составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним, просили познакомить с этим списком других пленных, позднее ему предлагали написать очерк на эту тему.
«Китайцы затем могли использовать имя и очерк такого солдата в антиамериканских радиопрограммах, которые транслировали не только на весь данный лагерь, но и на другие лагеря для военнопленных в Северной Корее, а также на захваченные американцами южнокорейские территории. Внезапно ни в чем не повинный солдат оказывался «коллаборационистом», оказывающим помощь врагу. Зная, что он написал злополучный очерк без всякого принуждения, человек менял представление о самом себе, чтобы соответствовать ярлыку «коллаборационист», что часто выливалось в более тесное сотрудничество с врагом»470. __________________
467 Hunter E. Brainwashing in Red Cina. N.Y.: Vanguard Press, 1951. Hunter E. Brainwashing. N.Y.: Farrar, Straus & Gudahy, 1956. 468 См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 82. 469 См.: Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005. С. 30. 470 Чалдини Р. Психология влияния. М., СПб., 2006. С. 77-78.