Исторически движение «Нью эйдж» оформилось в самом начале 1970-х гг., когда вышли первые книги и периодические издания, представляющие теоретическую основу этого движения. Некоторые религиоведы рассматривают «Нью эйдж» как часть НРД, но большинство полагает, что «Нью эйдж» является самостоятельным явлением. Термином «Нью эйдж» в узком значении этого слова обозначают группы, главной идеей которых является учение о наступлении на рубеже XX и XXI вв. астрологи ческой эры Водолея, сменяющей эру Рыб. В расширенном значении этот термин используют для обозначения объединений, разделяющих ньюэйджеровский круг идей.
У движения «Нью эйдж» нет единого общепринятого учения, как у традиционных Церквей, но его последователей объединяет приверженность общим принципам, идеям, позаимствованным из оккультизма, теософии, пантеизма, язычества и шаманизма376.
Согласно ньюэйджеровской антропологии, все проблемы человека заключены в неверном понимании его природы и предназначения. Все люди порабощены искусственно сконструированной (в основном социологами) верой в способность стать совершенными только за счет внешнего мира. В противовес этому ньюэйджеры заявляют, что в человеке заложены бесконечные духовные и физические потенции и его задача сводится к их раскрытию и безграничному самосовершенствованию. Путь к этому лежит через духовные практики и овладение знанием - гносисом.
Для «Нью эйдж» характерно стремление к радикальной перемене общества и человека, но средства для достижения этой трансформации варьируются достаточно широко от группы к группе и от индивидуума к индивидууму377. В 1980-е годы в практике ньюэйджеров стали «широко применяться «магические кристаллы», наделяемые способностями аккумулировать и высвобождать духовные энергии. Прикрепляя во время медитации кристаллы к одежде, наиболее ревностные поборники «Нью эйдж» верят в благо приятное воздействие энергетической силы кристаллов на их духовную эволюцию»378.
Важным фактором появления «Нью эйдж» называется популярность идеи космизма. На смену господствовавшему тысячелетиями представлению о земле как центре вселенной пришло восприятие земли как маленькой крохотной планеты в безднах космоса и осознание вселенной как единой глобальной системы.
Особенность религий «Нового века» видят в их интересе к экологической тематике. Новые религии предлагают свое решение преодоления экологического кризиса, видя его причину в самом христианстве, в его установке на деторождение; в его библейской концепции трансцендентного Бога, пребывающего вне созданной им природы, что лишило природу населявших ее духов и богов и тем самым создало психологические предпосылки для эксплуатации природы; в его антропоцентризме, где лишь человек является образом Божьим, а весь мир отдан ему на потребу379.
«Нью эйдж» интерпретирует экологический кризис как акты возмездия человеку со стороны неких сил или Бога и предлагают свой выход из этой ситуации. Они призывают к построению экологических поселений с использованием технологий и способов хозяйства, не нарушающих экологию, и созданию экологии духа, так называемой атмосферы любви. Они также считают, что нужна спланированная глобальная политика в области окружающей среды, которая сдерживала бы национально-эгоистические интересы. Поэтому необходимо создание мирового содружества, контролирующего использование и распределение природных ресурсов на мировом уровне.
Еще одной особенностью этого движения считается то, что религиозная картина мира в них легче уживается с научными взглядами. Появлению «Нью эйдж» способствовал современный аксиологический кризис. Традиционные западные религии были теоцентричными, а в «Нью эйдж» акценты смещаются в сторону антропоцентричности380.
Наконец, прагматизация и рационализация западной культуры сопровождалась отказом от подавления эмоций, а новые религии, за счет более полной включенности в жизнь и деятельность секты своих членов и путем использования специальных психотехник, включают и разгружают эмоции человека. Они являются своеобразной отдушиной для сброса накопившегося эмоционального заряда, трудно реализуемого в обычной жизни. Достигают этого они разными путями…
Группы «Нью эйдж», заявляющие о своей способности решить все проблемы современности, воспринимаются некоторыми исследователями как закономерный виток развития религиозности в мире, соответствующий объективным изменениям в существовании человечества, которые начали проявляться с середины XIX в. и нашли полное выражение во второй половине XX в.
Традиционные религии пытаются учитывать эти изменения, которые отстают от реальности, тогда как новые религии в своих системах демонстрируют изначально адекватную времени констатацию узловых философских проблем современности и предлагают их решения381.
_________________________ 376 Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С. 66. 377 См.: Ожиганова А. А. Восточные философско-религиозные учения и духовные практики в современной России (на примере г. Москвы). М., 2000. С. 43. 378 Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С. 67. 379 См.: Григорьева Л. И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. М., 2000. С. 123. Григорьева Л.И излагает этот материал в основном по: Алексеев А., Григорьев А. Религия антихриста. М., 1997. 380 См.: Григорьева Л. И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. М., 2000. С. 181. 381 Там же. С. 184.