Стремительный рост и успех распространения «Нью эйдж» объясняются тем, что это движение распространяется среди людей, воспринимающих мир как очень суровый и бессердечный, а «Нью эйдж», как стремящееся внести в него тепло109. Этот процесс, являющийся реакцией на современность, разыгрывается на эмпирическом (чувства, инстинкты и эмоции) и на метафизическом (духовном) уровне. Опасения перед надвигающейся апокалипсической экономической нестабильностью, политическими переменами и климатическими изменениями играют огромную роль в мотивации поиска альтернативы, которая давала бы уверенность и счастье в будущем.
Содействует успеху «Нью эйдж» восхищение западной культуры идеей разнообразия110. Западная культура вышла за предел здравой терпимости, принимая странности отдельных личностей или групп меньшинств и сознательно ограничивая уважение к нормальному, понимаемому как моральное, связанное с абсолютными нормами. Но появляется все больше людей, считающих, что абсолютные нормы веры служат признаком отсутствия толерантности, неприятия взглядов и убеждений других. В такой ситуации альтернативное мировоззрение и стиль жизни имеют идеальные условия для развития; быть иным стало не только возможным, но и похвальным.
Люди связаны с «Нью эйдж» разными способами и на разных уровнях. В большинстве случаев люди особенно заинтересованы разными терапиями или практиками и не имеют намерения глубоко вникать в теоретический контекст, иные, наоборот, попросту являются случайными потребителями продуктов с этикеткой «Нью эйдж». Те, кто, например, увлекается аромотерапией или музыкой «Нью эйдж», рассчитывают поправить свое здоровье или достичь самоуспокоения. Лишь меньшинство увлекающихся «Нью эйдж» стремится постичь его теоретический смысл или мистическое содержание111.
Еще одна причина роста «Нью эйдж» в том, что оно приспособилось к рынку и стало рассматриваться как интересное экономическое предложение, после чего наступило его широкое распространение. Некоторые его рассматривают как продукт, созданный с использованием принципов маркетинга, применительно к явлению религиозному. Однако эксплуатация духовных потребностей людей не является характерной чертой ни для «Нью эйдж», ни для других групп, потому что всегда будет существовать способ, позволяющий зарабатывать на религиозных нуждах112. Подобно множеству иных проблем в мировой экономике, «Нью эйдж» является глобальным явлением, поддерживаемым и вскармливаемым информацией через массмедиа. Но спорным является вопрос о том, возникла ли эта глобальная общность через массмедиа.
Наконец, популярность «Нью эйдж» объясняется тем, что представляет собою свободный набор убеждений, терапии и практик, которые часто выбираются и составляются самим человеком для своего счастья, без взгляда на несовместимость и возможные последствия. Здесь и кроется понимание главной идеи «Нью эйдж». Оно предлагает то, что часто обозначается как просто «духовность», а не принадлежность к какой-нибудь религии. На самом же деле в большинстве случаев существует значительная тесная связь с религиями Востока, но большая часть пользователей «Нью эйдж» этим не озабочена.
____________________ 109 Jezus Chrystus dawca wody zywej - chrzescijanska refleksja na temat New Age. Krakow, 2003. S. 57. 110 Там же. 111 Там же. S. 58. 112 Jezus Chrystus dawca wody zywej - chrzescijanska refleksja na temat New Age. Krakow, 2003. S. 58-59.