1.5.6. Традиционная и нетрадиционная религиозность
Традиционными религиями предлагают считать те религиозные образования, которые сохраняются на протяжении длительного времени и передаются последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса или общности людей. «Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, мифологии, типе и способе мышления, культуре, психологии»371. Если давность считать критерием традиционности, то, по мнению религиоведа М. П. Мчедлова, для России самой древней системой верований будет дохристианское язычество372.
Нетрадиционные религии обладают противоположными свойствами и появились «в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины. Нетрадиционными для определенных этносов могут быть как мировые религии, традиционные для других, так и новые религиозные образования, базирующиеся на инотрадиционной основе», например, для одних этносов буддизм, как мировая религия, нетрадиционен, для других традиционен»373.
Критерием традиционности здесь служит географический (территориальный) признак.
Согласно этой концепции получается, что если бы кришнаитами в России были индусы, проживающие в ней очень давно, то религия кришнаитов могла бы называться традиционной. Но содержание их проповеди и их религиозная культура, не имеющая никакого отношения к российскому этносу, его культуре, позволяет говорить об их нетрадиционности.
Феномен нетрадиционной религиозности, получивший широкое распространение с 1970-х гг. на Западе и в России с конца 1980-х гг., известен давно. Это типологическое явление, многократно появлявшееся в переломные периоды истории, связанные с кризисом экономики и быта, общественно-политической жизни и общего мироощущения человека. Нетрадиционные религии нередко становились началом новой вероучительной традиции, как пример указывают на ранний буддизм и первоначальное христианство374.
Но, несмотря на все издержки и сложности при использовании данных терминов, их полное «изъятие из обращения» в теоретическом религиоведении и истории рели гии будет неуместным, считает проф. И. Я. Кантеров, ссылаясь на мнение М. П. Мчедлова о существовании «объективных факторов, позволяющих обществоведу использовать понятие традиционная религия в целях описания, дескрипции, не придавая при этом ему политико-правового измерения и не видя в этом основания для дискриминации других вероисповеданий»375.
____________________ 371 Трофимчук Н. А. Чего добиваются борцы с новыми сектами? // Религия и право. 1999. №5. С. 27; Новые религиозные культы, движения и организации в России // Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 1997. С. 17. 372 См.: Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М., 2005. С. 50. 373 Трофимчук Н. А. Чего добиваются борцы с новыми сектами? // Религия и право. 1999. №5. С. 27. Новые религиозные культы, движения и организации в России // Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 1997. С. 17. 374 См.: Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. Ч. 1. С. 15-16. 375 Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С. 30.