Исследователи НРД особо выделяют в них первое поколение верующих, состоящее из новообращенных, у которых больше энтузиазма, чем в традициях «остепенившихся», они более пылко отстаивают истины новой веры, чем последователи старых религий. Новые религии убеждены, что только они обладают истиной и прямо и однозначно обещают спасение уверовавшим или всей общине, их доктрины проще и категоричнее, чем у религий, существующих на протяжении нескольких поколений.
Новая религия, особенно в глазах нетерпеливой молодежи, ищущей ясного ответа на сложные вопросы сегодняшнего мира или решения своих личных проблем, «представляется более непосредственной и определенной, чем основные, которые могут произвести впечатление устаревших, постоянно допускающих лавирование и двусмысленность»321. По причине этих особенностей НРД требует от своих последователей большей отдачи сил и времени, и они более непримиримы и менее готовы адаптироваться к социальной среде или идти с ней на компромисс.
Однако в действительности эти различия между старыми и новыми религиями не всегда так заметны, поскольку и в старых можно встретить непосредственность и энтузиазм, и наоборот.
Верующие первого поколения почти во всех сектах - это люди от 20 до 30 лет, среди них мало лиц среднего и пожилого возраста и детей. Поэтому руководящие должности занимают молодые и неопытные люди, стоящие на пороге психологической зрелости и лишь готовящиеся войти во взрослую жизнь, что считается причиной крайних действий некоторых НРД. У новых сект очень высокая текучесть, так как молодые люди через год-другой меняют свои представления о том, чего они хотят в жизни.
В настоящее время во многих сектах есть молодые люди, родившиеся и получившие воспитание в современных НРД, что приближает социальный состав сект к показателям общества в целом. Когда у верующих НРД первого поколения появляются свои дети, то у них складываются другие взгляды на жизнь, чем у 20-летней молодежи, они становятся более терпимы по отношению к своим родителям. Еще большие изменения наступают после смерти основателя НРД. Со временем НРД, претерпевшие такие социальные изменения, начинают «институализироваться» и походить на те религии, которые они недавно обличали.
___________________ 321 Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 6.