Все исследователи отмечают большое разнообразие современных НРД в сопоставлении со «старыми» НРД, т. е. с теми, которые возникали как отклонения или ереси в рамках иудео-христианской традиции. Корни современных групп можно найти в религиозных традициях, до недавнего времени совершенно чуждых Западу, но при этом большинство из них территориально возникло в Северной Америке или же пришло с Востока, из Индии.
Поскольку НРД весьма разнообразны, то высказываются предостережения от обобщений, ибо такие оценки будут ложными318. Так, безосновательно все без исключения культы обвинять в «промывке мозгов», в финансовой нечистоплотности и мошенничестве, в эксплуатации и коррупции, в обмане и сексуальных извращениях, перевозке и торговле наркотиками, торговле оружием, политических интригах, подстрекательстве к самоубийству и убийству. Некоторые из культов действительно совершали эти преступления, но утверждение, что их члены совершают безнравственные действия чаще, чем все остальные, является большим преувеличением. В то же время критики НРД почти не видят того, что некоторые члены культов, пусть их и немного, стремятся жить более нравственной жизнью, чем это принято в современном обществе319.
При всей несхожести НРД между собой, все же они обладают общими характеристиками. Самыми очевидными называются следующие: «экзотическое происхождение; новый культурный стиль жизни; степень вовлеченности в движение, значительно отличающаяся от степени вовлеченности в жизнь традиционных христианских Церквей; харизматический лидер; последователи - преимущественно молодые люди из образованных и обеспеченных слоев общества; необычность, привлекающая общественное внимание; деятельность на международном уровне; время возникновения - последние полтора десятилетия»320.
_____________________ 318 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 4. 319 Там же. С. 5. 320 Там же.