А. Баркер признает, что часть НРД или их представители занимались преступной деятельностью. Это убийства, принуждение к занятию проституцией, сокрытие от уплаты налогов, принуждения к убийству, совершение физического насилия, кражи, преступный сговор и т. п., сатанинские группы обвинялись в ритуальных жертвоприношениях животных и людей. Кроме того, НРД совершали много более мелких преступлений: торговля без лицензии, превышение кредита в банке по представлении ложных сведений и т.д., но, по мнению Баркер, такие же преступления совершают люди, не имеющие никакого отношения к НРД.
Для оценки общей картины проявления насилия в сектах она, ссылаясь на исследования сект, сделанные Институтом изучения религии в Америке в 1983-1984 гг., где говорится, что физическое насилие, связанное с сектами, вряд ли когда-нибудь исчезнет, так как насилие в культах является лишь частью общей темы религиозного насилия, поскольку религия была ответственная за войны и насилия против отдельных личностей329. В данном отчете отмечалось, в частности, что насилие вырастает из одобрения, заложенного в вероучении группы.
Следует отметить, что Баркер, которая ставит перед собою цель описать движение без его оценки, способна признать, что вероучение может выступать причиной или оправдывать совершение преступления или деструктивную деятельность сект, в то время как представители антикультового движения, в частности М. Сингер (Singer), заявляют, что вероучение не имеет никакого отношения к совершению преступления и негативному воздействию на личность. Позиция А.Баркер по данному вопросу представляется более объективной.
Преступления в сектах, связанные с лишением жизни, совершаются редко и, по мнению А. Баркер, не следует считать, что каждый сектант способен на преступление. Однако это не значит, что эту проблему надо игнорировать330. По данным А. Баркер, большинство НРД в Западной Европе и Северной Америке никогда не обвинялись ни в каких серьезных преступлениях331.
Последствия вовлеченности в НРД
В отношении воздействия культов на индивида отмечается весьма широкий спектр последствий: от содействия самоубийству до нейтрального влияния. В отношении практик, особенно связанных с «измененным состоянием сознания», многие из которых восходят к древним восточным традициям, высказывается мнение, что причинить долговременный ущерб они могут лишь незначительному меньшинству, притом следует учитывать вероятность обострения душевных проблем, существовавших у людей до обращения332. Пребывание в НРД нередко ведет к распаду семей или обострению семейных отношений в смешанных семьях, но есть и такие НРД, которые следят за тем, чтобы дети не забывали родителей.
______________________ 329 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 44. 330 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 48. 331 Там же. С. 43. 332 Там же. С. 61, 62.