Новые религии чаще всего образуются вокруг лидера, обладающего харизмой. Под харизмой социологи понимают «веру последователей лидера в то, что он (или она) обладает совершенно особым (возможно, божественным) качеством, благодаря которому они (последователи) добровольно облекают его (или ее) особой над собой властью»322.
Наделяя лидера такой властью, члены секты признают законность его права диктовать им, где жить, чем заниматься, как распоряжаться своим имуществом и с кем строить свои отношения.
Лидеры, как правило, не считают себя связанными ни с какой традицией, ни с какими-либо правилами, не подотчетны никому и поэтому непредсказуемы. Со временем харизматическая группа входит в период рутинизации (по Веберу), что выражается в меньшей зависимости членов НРД от власти лидера.
Обособленность НРД
Для многих НРД характерна обособленность от мира и общества. Это достигается целым рядом методик, в том числе через использование особого языка, со своими терминами и понятиями. Другим средством может быть форма членства, не предполагающая совместимость с другой верой или членством в иной организации, но есть и такие НРД, которые не препятствуют политике двойного членства. Еще одним средством является социальная и географическая изоляция.
Отдельные НРД не рекомендуют своим членам оставаться в одном доме с иноверцами, или вкушать с ними пищу, или поддерживать контакты. Географическая изоляция достигается через переезд новообращенного на территорию секты, в поселения, ашрамы или монастыри.
Эта форма изоляции представляется наиболее опасной. Разрыв связей с родными и близкими может привести к психологической зависимости от группы или лидера. Наконец, обособленности может содействовать уход в себя или эскапизм, когда начинает казаться, что человек «словно вошел в ступор и совершенно не осознает, что происходит вокруг»323.
___________________ 322 Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 8. 323 Там же. С. 93.