В качестве примера определения понятия «секта» в католической литературе можно указать на книгу католического священника А. Зволиньски «Анатомия сект», которая используется в качестве учебного пособия в католических учебных заведениях. Она написана с привлечением трудов католических теологов, а также снабжена ссылками на известных американских исследователей НРД. В первой главе этой книги, посвященной терминологической проблеме, что традиционно для подобного рода работ, трудности дефиниции терминов секта, культ и НРД предлагается решить через понятие «религии».
В самом общем виде религия определяется, как то, «что очерчивает и выражает отношение между человеком и силами или существами «над-человеческими». Иногда это отношение принимает формы весьма конкретные, определяемые, с одной стороны, через человека, а с другой - через Бога, в котором можно узнать Творца людей и мира, являющегося источником всей жизни. Религия складывается из внутренних элементов, а именно: веры в существование Бога, Наивысшей Сущности, осознания зависимости человека от Господа, который возбуждает страх и защищает, а также из внешних элементов: молитв, принесения жертв, иных форм поклонения, выражающих веру человека»142. А далее просто констатируется, что в ходе развития религии в границах ее духовного пространства появились секты143. Итак, секты, это, скорее всего, периферия, но все же религии.
Наряду с этим определением приводится традиционное для католического богословия понимание секты. Оно выводится из употребления слова секта в новозаветном тексте Вульгаты, где в Деяниях оно обозначает религиозную партию, а в апостольских посланиях является синонимом греческого термина ересь. В то же время отмечается, что термин секта по меньшей мере на официальном уровне переходит в разряд архивных, поскольку он отсутствует в новом католическом каноническом кодексе, где используются только понятия «ереси», «апостасии» и «схизмы». Ересь определяется «Ересью называется упорное отрицание после крещения какой-либо истины, в которую следует веровать … католической верой или упорное сомнение в ней» (канон 751).
Таким образом, в католичестве по данному вопросу складывается следующая ситуация: в современном католическом теологическом языке и каноническом праве имеется только понятие «ереси», а понятие «секта» отсутствует; в официальных документах его избегают, но термин секта применяют борцы с сектами на епархиально-приходском уровне при описании групп, ведущих антикатолическую деятельность и представляющих опасность совращения из католичества в иные веры.
Однако несмотря на официальную позицию в отношении термина секта, автор продолжает свои рассуждения, приобретающие в таком случае чисто теоретический характер, и отмечает, что при таком взгляде на существо религии и сект весьма трудно выявить границы между ними, поэтому для прояснения позиции по данному вопросу он дает обзор религиоведческих и социологических определений секты, начиная от Вебера и Трёльча до современных исследователей, указывая, что все дефиниции имеют свои недостатки.
Так, для выявления отличий между религией и сектой недостаточно в качестве признаков сектантства использовать статистический критерий (подсчет) членов, или оценку поведения, или степени влияния на мышление и поведение последователей сект. Признается неточным и неубедительным выбор в качестве единственного критерия отличия сект от религии использование сектами веры в качестве прикрытия целей, не имеющих в себе ничего духовного, например, ради денег, ради удовлетворения личных или политических амбиций144.
Поэтому социологи чаще всего используют широкое определение секты, включающее следующие характерные элементы: убеждение членов в своей исключительности и избранничестве, изоляция от земного мира, волюнтаристское управление, слепое подчинение членов лидерам, фанатизм в исповедовании истин, закрытость к диалогу с чужими. В качестве примера еще одного подхода к описанию природы НРД приводится без каких-либо комментариев определение деструктивной секты, данное американским антикультовым движением в 1985 г., но без указания на его происхождение и возможность применения в работе с сектами.
Деструктивной сектой именуется «тоталитарное движение, чаще всего подделывающееся под группу религиозную, культурную или терапевтическую. Группа требует от своих членов полного послушания, преданности ее идее, неоплачиваемого труда для группы и лидера. Благодаря использованию широкой системы контроля, запретов и кар, а также психотехнологий она добивается полной зависимости адептов от группы, при обрыве связей с родителями и обществом»145.
_____________________ 140 Благовест-Инфо. Агентство религиозной информации. Новости от 10.05.07. http://www.blagovest-info.ru 141 Народы и религии мира. Энциклопедия. Гл. ред. В. А. Тишков. М., 2000. С. 109. 142 Zwolin’ski A., ks. Anatomia sekty. Krakow, 1996. S. 12. 143 Там же. S. 12. 144 Zwolin’ski A., ks. Anatomia sekty. Krakow, 1996. S. 13. 145 Zwolin’ski A., ks. Anatomia sekty. Krakow, 1996. S. 15-16.