Не все то золото, что блестит, или правда об очередных кашпировских

Наверное, не будет преувеличением утверждать, что отношение человека к собственной истории всегда было, мягко говоря, индифферентным. Речь здесь не об отсутствии каких-либо знаний истории и уж тем более чествований и воспоминаний замечательных событий или людей, так или иначе отразившихся в памяти прошлого. К счастью, это не перестает иметь место. Дань прошлому в лице лучших его делателей и представителей пусть на уровне воспоминаний, но все же еще отдается. Не имею ввиду так же и отсутствие аналитического разбора прошедшего. Это всегда было и есть. Под равнодушием к истории я подразумеваю другое. Сформулирую это как отсутствие практических результатов в непрекращающемся процессе анализа истории. То, что в практической жизни накопленный тысячелетиями исторический опыт едва ли учитывается, очевидный факт. Можно было бы утверждать противное, если бы что-то изменилось в сторону созидающего. Но ведь нет. Человечество не перестает разрушать самое себя. Ни деспотизм, ни коммунизм, ни социализм, ни другой какой-либо «изм», ни одна политическая система или режим, сменяющие друг друга, не оправдали себя, оказались исчерпываемыми в конечном итоге. Если что-то и черпается из кладезя исторического опыта, то это лишь отдельный, вырванный из общего его контекста, факт, выгодный чьей-нибудь идее, оправдывающий чей-либо проступок.
По большому счету стремление считаться с прошлым в практической жизни настоящего едва ли заметно.
Свидетельств, подтверждающих данный тезис, имеется более чем. То, что для многих, например, православный храм стал «последней инстанцией» в долгом поиске Истины, Правды и Счастья, факт неоспоримый. И пальцев не хватит перечесть всех бывших адептов той или иной сектантской организации, блуждавших в дебрях «молитвенных домов» и нашедших, наконец, Искомое в храме православном. И это не об американцах или немцах, а о том, кто Православию обязан всем и кто, как оказалось, в наибольшей степени им пренебрег.
Именно славянин, в сознании которого уже созрел вопрос о смысле и цели жизни, с поиском ответа на него должен идти в православный храм, в первую очередь. Ведь он - абориген того государства, которое возникло благодаря «вере предков», преемник русской души, усвоившей Православное христианство как нечто в полноте соответствующее ее природе, вкусу, призванию, цели, как нечто когда-то утерянное и вновь обретенное, родное, настоящее. Православие для русского всегда было средоточием его разносторонней жизни и деятельности, идеей культуры и традиций, стимулятором его «очеловечения», импульсом мысли. Выйдя из Крещенской купели, славянин продолжительное время приспосабливался к жизни через призму и в духе своей веры. Ею он проникся, в нее он врос всей своей личностью.
Стало быть, для русского уклониться от Православия значит, по меньшей мере, как было выше сказано, пренебречь собственной историей, изменить ей. А вместе с тем прервать вероисповедную и культурную преемственность, роднящую и спаивающую между собой поколения, - словом, вычленить себя из истории предков.
Быть может это и не аргумент вовсе для некоторых выходцев из Крещенской купели Владимира Равноапостольного, который мог бы поспособствовать переоценке их выбора. Тем не менее, от исторической данности и правды уйти не удастся ни их сознанию, ни их совести. Я о тех, кто 22 июня сего года посетил кинозал «Оскар», что в Луганске на ул. Лермонтова, где проводил свое т.н. «пасторское служение» пастор-евангелист Дмитрий Макаренко.
То, что есть люди, которые создают такие организации и проводят такого рода мероприятия, безусловно, факт прискорбный. Всего хуже, что участие в этих, т.н. «харизматических» шоу принимает достаточно немалое количество людей, которые, забыв о своих исторических корнях восходящих, о чем уже неоднократно упоминалось, к Православию, толпой шествуют к месту, где преподносят хлеб и представляют зрелища. Иной раз удивляет, насколько покорно славянин опускает свои мощные плечи пред лицом чуждого его натуре западного европеизма.
Тому, что он в недалеких 90-х в подражание голливудским звездам надел джинсы «мальвина» и пересел на пресловутое «БМВ», и тому, что «Гастроном» он назвал «Супермаркетом», оправдание найти можно. Но вот сознательно изменить вере предков и пойти на сеанс к гуру какой-нибудь неопятидесятнической организации, вымышленной очередным американским бизнесменом, дело совсем далекое от понятия патриотизма. Чем же не угодило Православие, которое в лице сонма святых людей проявило самое себя, как, пожалуй, единственную возможность достижения высшей меры духовно-нравственного преображения и совершенства, как возможность интеллектуально-психического оздоровления, а также преодоления непрерывно мучащей человека внутренней его раздробленности. Для многих людей, кто изучил Православие, правильно его понял и применил в своей жизни, оно стало духовно-нравственной здравницей. Неповторима та добродетель, которая взращивалась на почве и в духе Православия. Неповторимость эта - в созидающей силе этой добродетели, имеющая своим проявлением любовь бескорыстную, любовь жертвенную. Если хотите, это один из критериев истинности религии в целом и Православия в частности. Заключается он в реальной возможности духовно-нравственного и душевного выздоровления, в достижении здравомыслия и внутренней целостности, в обретении внутренней красоты и благородства. Возможность достижения гармонии во всем и со всем - вот как можно коротко определить этот критерий.
В этом смысле Православие зарекомендовало себя наилучшим образом.
И что поэтому кроме него может вызывать наибольшее доверие? Тем более что Православие проверено не днем или десятилетием, а веками. Будучи в нем, Прохор Мошнин стал незабвенным, пламенным в своей любви ко всем, и неповторимым Серафимом Саровским, а выдающийся ученый в области гнойной хирургии Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – святителем Лукой.
Поэтому, по меньшей мере, алогично вопреки проверенному жизнью и положительно себя зарекомендовавшему, ставшему «своим», целиком и полностью без должного исследования доверяться различным ноу-хау, чуждым русской натуре, ее духу. Как можно верить тому, что с полной очевидностью само в себе противоречиво и положение чего может быть опровергнуто не только научно, но и простым рассуждением, здравой человеческой логикой, наконец, самой жизнью.
Быть может, дело в том «золотом блеске», которым ослепил некоторых наших луганчан очередной кашпировский - Дмитрий Макаренко? Мгновенные исцеления без труда и подвига, зрелищные чудотворения, спасение по-экзотически, «осуществляемые» в культовой организации «Новое поколение», - не это ли привлекло наших соотечественников 22 июня? Как бы там ни было, но проверить все то золото, что блестит, не просто необходимо, в конце концов, это требование человеческого здравомыслия, его логики.
Итак, «Новое поколение». Что это?
Данная организация принадлежит к движению харизматических церквей с базовой церковью в Латвии, в г. Рига. В Украине базовая церковь «Новое поколение» расположена в Первомайске.
Ни «Новое поколение», возглавляемое пастором Алексеем Ледяевым, ни служение «Палатки чудес», организованное его последователем, вышеупомянутым Дмитрием Макаренко, ни малейшего отношения к Православию, как, собственно, и к христианству не имеют. Не только потому, что, по словам председателя Православного центра защиты семьи и детства «Русичи» Павла Буцая, сам г-н Ледяев в своих проповедях неоднократно высказывал оскорбления в адрес Православной Церкви (см. sevnews.info), но и потому, что учение этих неопятидесятнических ответвлений в корне противоречит вероучению Православного Христианства. Вот, например, кое-что из области пятидесятнической «Христологии».
Согласно т.н. теории ИУД – «Иисус умер духовно», основанной на трудах американского проповедника-оккультиста Э.У.Кеньона, Христос умер на Голгофе за собственные грехи, поэтому Его победа над смертью была лишь иллюзией. По этой теории, Спаситель в течении трех дней после Своей смерти пребывал в природе сатаны, затем по Собственному желанию воскрес и родился свыше, и вместе с тем вновь обрел природу Бога. Именно в обретении этой природы и заключается победа Христа над смертью. Данное мировоззрение, таким образом, фактически отрицает Божество Христа и является плодом дуалистической философии, небиблейским и нехристианским учением.
Этот же вердикт можно вынести и другим положениям неопятидесятнического учения, кардинально противоречащим Благой Вести христианства. Для усиления оснований констатировать это приведу еще несколько тезисов.
Касательно молитвы, осуществляемой в описываемой организации. Основной ее принцип «Назови – потребуй - получай!» уж очень по своей сути далек от идеи подлинной христианской молитвы, необходимым условием которой является «дух сокрушенный и смиренный» (см. Пс. 50. 19). Исходит данный принцип из убеждения, что Бог не свободен, что он связан теми духовными правилами, о которых знают «истинные христиане» и которыми поэтому они могут пользоваться. Неопятидесятники буквально понуждают Бога исполнять желаемое при помощи правил, которыми Он связан.
Как видим такое отношение к Богу обнаруживает не только эгоцентризм адепта данного культа (ср. с Евангельским «Блаженни нищие духом…» (Мф. 5:3), но и противоречие, заключающееся в ущемленности и несовершенстве Творца, поскольку несовершенное, недостаточное по сути не может быть Богом, как Таковым. Таким образом, и в этом пункте нет ничего из того, что можно было бы отнести к христианскому.
Если говорить об исповеди неопятидесятников, то и здесь не без противоречий. Основана она на принципе, что «всякое слово обладает творческой силой, поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником; можно исповедоваться лишь в том, что свят и всесилен». И в этом случае несоответствие Священному Писанию более чем очевидно (ср. с Евангельским «исповедайте убо друг другу согрешения…» (Иак.5:16).
Ничего общего с духом христианского вероучения не имеет и «антропология» неопятидесятников, объявившая злом, грязью и мерзостью тело человека, которое вместе с душой находится под властью сатаны и от которого поэтому во что бы то ни стало необходимо избавиться. В христианстве тело представлено по-другому. Здесь оно - неотъемлемая и необходимая составляющая целокупной природы человека, долженствующая взаимодействовать с другими ее «компонентами» (душой и телом), быть в союзе с ними ради общего дела – спасения во Христе. Тело здесь - «храм Духа Святого» (Ср. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6. 19).
Примечательно, что на самом деле придерживаться данной «антропологической» «аксиомы» практически неопятидесятники не собираются. Стремление избавиться от собственного «злого начала» остается лишь на уровне их слов. Более того, имея стержнем своего учения идею «процветания» («Теология процветания»), адепты культа тем самым вступают в откровенное противоречие собственной «антропологической» интерпретации. Вот слова одного из видных украинских неопятидесятнических проповедников Валерия Иванника: «Слава Божья - это когда открываешь холодильник, и он - полный! Это когда открываешь кошелек, и он - полный!».
Самозабота налицо. Неопятидесятник убежден, что «истинный христианин должен быть, и не может не быть, богатым (ср. с Евангельским «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 18-25), здоровым, процветающим и счастливым. Если человек таковым не является (ср. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11), то это явное доказательство неистинности его христианства.
Теперь, собственно, о том, что является характерной чертой неопятидесятничества. Речь о так называемой «глоссолалии» (греч. glossa – «речь», lalia – «пустословие»), т.е. «молитве на языках», которой и обусловлено название культовой организации и исходным пунктом которой стало описанное в Деяниях апостольских «чудо языков» в день Пятидесятницы. По существу «молитва на языках» - не что иное как бессмысленное и бессвязное бормотание, появляющееся в результате неконтролируемой истерии либо очевидного притворства. Эта картина совершенно не похожа на то, что произошло в Сионской горнице в День Пятидесятницы, когда на святых апостолов в виде огненных языков сошел Дух Святой. В описывающем это событие отрывке сказано (см. Дн. 2, 4-5): «И исполнились все (апостолы - авт.) Духа Святого, и начали говорить на иных языках...». О том, что это не было бормотанием, свидетельствуют последующие слова «...собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Из этих слов можно заключить, что «библейский дар языков - это способность проповедовать на иностранных языках, которую Бог дал апостолам с целью быстрого распространения доброй вести о спасении в Иисусе Христе» (см. blog.fontanka.ru), а отнюдь не какой- то набор звуков.
Кстати глоссолалии являются необходимым культовым элементом в нехристианских религиях Малайзии, Индонезии, Сибири, Китая, Японии, в африканских племенных религиях. Следует также констатировать тот факт, что «все черты глоссолалии, т. е. сегментальная структура (звуки, слоги, фразы), и их супрасегментальные элементы (а именно ритм, ударения и в особенности общая интонация), они надлингвистически и надкультурно идентичны» (см. психолог-антрополог и лингвист Фелиситас Д. Гудман). По-видимому, звуки эти своим происхождением обязаны «миру иному» и его духам, явно нечистым, ибо что еще может изрыгать подобное и столь бессмысленное?
Наряду с вышеизложенным, всего более ужасают те последствия, которые возникают у членов не только «Нового поколения», но и других деструктивных культовых организаций. Эти последствия, как правило, и главным образом касаются психической сферы человека. Конечно, разговор на эту тему желает быть долгим и детальным. Этому нужно посвятить целую статью. Поэтому, чтобы не утомлять читателя, скажу нечто, на мой взгляд, в первую очередь важное для заметки. Итак, предлагаю информацию в конспективной форме.
В любой культовой организации:
- Подавляется идентичность личности ее адепта за счет доминирования над ним основателя или лидера секты.
- Используются средства и методы, содействующие возникновению у адепта иррациональных представлений, базирующихся на надежде, с помощью навязчиво предлагаемых в секте психотехник (имеющих якобы необычные возможности) расширить границы собственных чувств.
- Практикуются медитация, тантрические ритуалы, мистическая терапия, имеющие своей целью погружение адепта в мир далеких от его жизни представлений, что способствует стимуляции глубинных сфер подсознания. Такое непривычное для него состояние является угрозой для его психики.
- Происходит манипуляция сознанием, приводящей к появлению у адепта эмоциональной регрессии, вследствие чего меняется его точка зрения и углубляется разрыв с реальностью.
- Предлагается бегство в призрачный мир, что приводит адепта к самоизоляции и отчуждению от мира «внешнего», то есть к тому, что называется шизофренией. В данном случае существует и угроза расщепления сознания.
- Провоцируется оживление функционирования (возникающее вследствие сенсорной депривации) архаического мозга, стимулирующее воображение, фантазию, появление снов наяву. С этим связано и нарушение адекватного восприятия, что приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни, а также к затрудненному использованию потенциальных интеллектуальных и волевых возможностей.
- Происходит постепенный процесс деперсонализации (потере своего «Я»), связанный с необходимостью слепого послушания адепта своему гуру, гарантирующему своему подопечному стопроцентное спасение.
- Внедряется стереотип мышления в рамках определенной парадигмы, программирующий адепта на определенный образ действий. Это – не что иное, как всецелое порабощение личности.
- Используются средства, ослабляющие у адепта контроль над реальностью, провоцирующие появление у него новой идентичности (новой личности, конфликтующей с личностью предыдущей). Это то, что называется «расщеплением» личности. (См. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск. 1999 г.).
На самом деле те психологические проблемы, которыми постепенно обременяется адепт, пребывая в секте, находясь длительное время под воздействием ее куратора, достаточно очевидны. В окружающей среде они могут выражаться в различных формах. Например, приступах паники и тревоги, депрессии, чувстве вины и страха, потере доверия (боязни близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством), потере свободной воли и контроля над жизнью, инфантильности, отсутствии коммуникативных навыков в группе, потере автономии, ослаблении способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения, а также галлюцинациях, нервных срывах, «детскости» поведения, суицидального мышления и пр. (см. believeinlove.3dn.ru).
Интересна статистика количества душевнобольных сектантов, которую приводит протоиерей Александр Новопашин в своей статье «Тоталитарные секты - угроза обществу и демократии». Оказывается, что «93 % сектантов испытывают панические страхи, 86 % страдают нарушением сна, 88 % испытывают чувство опустошенности, 75 % имеют трудности с концентрацией внимания, 77 % боятся потерять разум, 60 % отмечали в себе чувство потери личности».
Один тот факт, что, например, в основе ритуала вышеупомянутой глоссолалии, разговора «иноязыками», лежит крайнее нервное истощение, приводящее к развитию охранительного торможения головного мозга (впервые это было подробно описано русским психиатром В.Х.Кандинским в 80-х годах XIX века), а также активным психозам и неврозам, уже говорит о многом.
И стоит ли поэтому удивляться, что именно в сектах наблюдается большое количество убийств и самоубийств? Вот несколько случаев, которые приводит автор статьи «Как стригут «овец» в сектах харизматов» Валерий Панаев: «В 1999 году в Якутии неопятидесятники забили насмерть 10-летнего мальчика, который воспротивился порядкам общины и решил ее покинуть... Как сообщает информационное издание «FederalPost», 31-летний сектант А.Розин в 2002 году в Москве зарезал всех родных: мать, бабушку и деда. А после этого растащил трупы по комнатам, накрыл одеялами и коврами и неделю жил с тремя трупами, не открывая двери квартиры и не отвечая на телефонные звонки. В неопятидесятнической церкви американского города Милуоки в 2003 году, по данным «The Telegraph», во время сеанса изгнания злых духов умер восьмилетний ребенок. Его бабушка говорит, что сеанс проводился с применением силы».
В действительности же подобного рода инцидентов, инициируемых и провоцируемых сектантскими организациями, в особенности неопятидесятнического толка, более чем даже можно предположить. И случаи эти, согласно статистическим данным, все более учащаются.
Да и как иначе, если и сама эта неопятидесятническая организация в лице очередного своего отпрыска, «Новое Поколение», набирает мощь и силу, расширяет масштабы своего влияния. То, как им удается не только устоять, но и развиваться, узнать нетрудно. Одно из рижских изданий, например, «Вечерняя Рига» за 2003 год, между прочим, сообщает о закрытии некоего салона массажа «Жасмин». Как оказалось, данное заведение, под вывеской которого скрывался самый обычный бордель, имело непосредственное отношение к неопятидесятнической секте «Новое Поколение», возглавляемой вышеупомянутым А.Ледяевым, для которого фраза Рона Хаббарда «хочешь заработать миллион долларов - создай свою религию» стала движущей силой в его деятельности.
Признать, однако, нужно, что поддерживаемые секту средства приобретаются не только лишь таким грязным способом. Напомню, что центральной вероучительной доктриной данной организации является т. н. «Теология процветания». Смысл ее заключается в том, что кто успешен и богат, тот благословлен Богом. Потому-то в проповеди любого пастора-пятидесятника фраза «чем больше ты отдашь Богу денег, тем больше ты впоследствии от Него получишь» - одна из ключевых. К сожалению, этот механизм в бизнес-плане любого гуру работает, причем бесперебойно. В итоге, все состоявшиеся, то есть завербованные адепты (прошедшие курс «промывки мозгов» по блокированию критического мышления), регулярно вносят десятины, впервые же пришедшие, оказавшись под впечатлением от происшедшего психопатического шоу, в состоянии эйфории, сердечно жертвуют.
И спрашивается: кому и для чего? Шарлатану, сознательно уродующему личность своей жертвы? Тому, кто калечит человеческие души, делая людей психопатами и неврастениками?
В поиске Правды и Истины, здоровья и Счастья не лучше было бы обратиться, как говорилось выше, к уже проверенному. И проверенному не кем-то одним, а большинством, не одним лишь годом, а веками?
Протодиакон Геннадий Пекарчук,
газета «Православие Луганщины»
 
22 июля 2013 Анастасия ЗВОНАРЕВА
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Как я был кочетковцем
  • Казахские харизматы переходят в православие
  • Херсон. В секте «Новое поколение» проповедует «православный архиепископ» Сергей Журавлев. ФОТО
  • Представление о гуру в некоторых современных сектах
  • «Быстрорастворимая» религия
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время