Характерными чертами НРД названы: лидер (может использовать три стиля управления: автократический, демократический и либеральный149); структура, доктрина, эксклюзивизм, святые книги, ритуал, символика, медитация, групповая вера; манипуляция сознанием (техники вовлечения, например, «бомбардировка любовью»), техники удержания людей в секте; сексуальное насилие. Другими словами, предложенное понимание особенностей НРД совпадает с признаками, выявленными у них представителями антикультового светского движения.
Если же беспристрастно подойти к предложенным признакам сектантства и применить их к католичеству, то окажется, что католиков можно упрекнуть в отсутствии рефлексии. Примеров таких можно привести много, здесь будут указаны некоторые. Одним из свойств НРД назван эксклюзивизм - убеждение, что только секта провозглашает истину, и только ее члены спасутся, они избранники Божии, «друзья» Христа, представляют нечто светлое, только у них исключительное право на истину и доступ к Богу150. При этом сектантам ставится в вину отсутствие рефлексии, критического отношения к положениям собственной веры и жизни.
При описании лидерства в секте отмечается, что важнейшей функцией лидера является символическая роль, когда он является знаком цели, смысла и мудрости, которые предлагает секта своим последователям. Все это не подлежит никакому описанию, верификации и какой-либо оценке151. По причине особого положения лидера его последователи не имеют моральных оснований для его критики и критики его ближайших учеников152. Когда же речь заходит о структуре, то говорится, что одной из ее форм является такая структура власти, которая дает людям, находящимся на высшей ступени, возможность контролировать людей низшей ступени. Власть одной личности над другой может осуществляться разными способами. В сектах, имеющих длительную историю, где есть традиция воспитания детей своих последователей, власть может осуществляться через школы, где закладываются основы веры, предполагающие подчинение153.
Секта может добиваться власти и другими способами, например, используя карательные меры. Власть, опирающаяся на наказание, эксплуатирует чувство страха перед карой, которой сектант хочет избежать, и тем самым он подчиняется контролю стоящего выше него в иерархии власти и могущего наказывать. Власть может осуществляется через соблюдение людьми определенных норм, которые были привиты еще в детстве. В заключении говорится, что сильная структура является одним из важнейших условий существования секты154. Действительно, такие проявления религиозной жизни имеют место, но католики в данном случае сами демонстрируют отсутствие какой-либо рефлексии в отношении своей веры, истории и религиозной жизни.
Согласно католическому учению, папа непогрешим в вопросах веры и нравственности, и естественно, что у рядовых католиков тоже нет ни догматического, ни морального права критиковать непогрешимого папу. Признание папы является условием единения с Католической Церковью и условием спасения. Всему этому католики учат своих детей с детства. Автор этих строк общался с католиком-иезуитом, который решительно отвергал возможность обсуждения учения о папской непогрешимости и заявлял, что папа составляет предмет его веры; в то же время он общался с людьми, близкими к разным сектам, в том числе к Виссариону, основателю секты «Церковь последнего завета».
Одни из них демонстрировали такую же фанатичную преданность, как иезуит, только Виссариону, а другие не отказывались обсуждать учение о роли Виссариона и, сознавая себе настоящими его последователями, не считали себя связанными накладываемыми в секте пищевыми ограничениями. Таким образом, многие характерные черты сект встречаются и у католиков, но немногие католические исследователи хотят это признать, хотя существуют исключения.
Книга А. Зволиньского написана под сильным влиянием литературы антикультового и противокультового движения, а также светских ученых: психологов, религиоведов, социологов, но позиция представителей антикультового движения является доминирующей при оценке деятельности НРД. Причем она не является исключением. Так, в книге «Опознать секту» М. Пытлака155 раздел «Психоманипуляции» фактически является пересказом идей без каких-либо комментариев представителя светского антикультового движения С. Хассена из его книги «Освобождение от психологического насилия».
_________________________ 149 Zwolin’ski A., ks. Anatomia sekty. Krakow, 1996. S. 38. 150 Zwolin’ski A., ks. Anatomia sekty. Krakow, 1996. S. 67. 151 Там же. S. 53. 152 Там же. S. 39. 153 Там же. S. 55. 154 Там же. S. 62. 155 Pytlak M. Rozpoznac sekte. Radom, 2005.