Костел в Правдино как свидетельство истории свободолюбивого народа
Село Правдино на Херсонщине долгое время не имело никакого действующего храма, даже часовни. Старый костел в советское время местный колхоз превратил в зернохранилище. Сегодня же жители села - правнуки поляков-переселенцев из Беларуси - прилагают усилия для восстановления римо-католического храма, хотя и не все жертвователи являются католиками по вероисповеданию. Как минимум раз в месяц в сельской школе проходят богослужения, дети, проявляющие интерес к польской культуре, могут изучать польский язык с помощью сестер-монахинь из херсонской парафии. И только иногда, на большие церковные праздники, паства может собираться в старом костеле.
В первой половине XIX века поляки по приказу русского царя вынуждены были переселяться с территории современной Беларуси (Виленская, Гродненская и Подольская губернии) в Дикое Поле и Таврию. Так в 1846 году переселенцы основывают Цареводар или Царев-Дар (современное Правдино). И на полученные для развития хозяйства деньги казенные крестьяне-однодворцы, как их называли, начинают строительство костела - каждый отдавал четверть сбережений. Точная дата строительства храма неизвестна, а в документах городского отдела архитектуры только краткое упоминание: «В селе Цареводар есть здание (костел). Стиль - готика. Здание каменное. Разноцветное стекло на окнах. Год постройки неизвестен». Тем не менее, уже в 1858 г. в селе проживало около 600 человек, из которых большинство были католиками. Следовательно, можно предположить, что костел в честь Тела Господня возвели между 1846 и 1850 годами, ведь стены храма могут вместить около 300 человек.
В 1937 году храм решили окончательно закрыть, но люди пришли и открыли костел на следующий день. Информация из архивных данных НКВД об одном из осужденных потомков первых поляков-переселенцев: «Казимирчак Иван Михайлович - бывший крупный скотопромышленник. Хозяйство было зажиточное. В 1920 году активно выступал в кулацком контрреволюционном восстании против советской власти, до 1930 года был главой католической общины и совета костела, где под маркой религиозной пропаганды проводил контрреволюционную работу против вступления в колхоз и других мероприятий советской власти. В 1930 году был руководителем контрреволюционного женского восстания за открытие костела, участвовал в разграблении кулаками колхозного имущества». Заседание «тройки» постановило расстрелять Казимирчака с последующей конфискацией его имущества... Подобных операций в селе было еще проведено около десяти. Так с 25 августа 1937 г. по 11 ноября 1938 г. были расстреляно 75 человек - пострадала каждая четвертая семья.
А между тем сакральное здание перепланировали под зернохранилище. Злаки обрабатывали химическими веществами, от чего запах до сих пор стоит соответствующий и предполагают, что в полах могут быть остатки ртути. Затем из складского помещения сделали сельский клуб. С независимостью Украины бывший храм передали общине. Достаточно долгое время здание оставалось заброшенным, и вскоре потомки первых поляков-переселенцев решили восстановить святыню. Реставрационные работы в костеле ведут в основном за счет местных фермеров-меценатов. Местные жители тоже охотно дают пожертвования на храм, хотя и не все из них являются католикам или верующими людьми вообще. На вопрос что их побуждает к такому поступку, отвечают, что хотят, чтобы в селе был храм, чтобы восстановили когда-то забытое и потерянное. Надеются и на помощь от польских властей, диаспоры, ведь здесь были расстреляны поляки, здесь может быть место памяти жертв польского народа.