Над берегами Латорицы: василианская обитель в Мукачево
Мукачевский монастырь Святого Николая отцов василиан появился на высокой Чернечьей горе. Это место на правом берегу реки Латорица - бывшая окраина, а теперь часть города. Однако в наши дни василианская обитель расположена не на старом месте, ул. Северной, а на ул. Ивана Франко. Ведь после того, как советская власть в 1947 г. отобрала монастырь и отдала РПЦ, его не вернули - в комплексе сооружений действует женский монастырь УПЦ (МП). Однако василианскому монашеству удалось уберечь почитаемую реликвию - икону Богоматери. Верующие молятся перед ней уже в новом монастыре, который продолжает развиваться. Святониколаевский монастырь - один из символов Мукачево, как и местный замок Паланок. Согласно легенде, в 895 г. угры, перейдя Верецкий перевал, спустились в долину именно у города. Согласно этому преданию, венгры заложили в Мукачево замок, а из-за трудностей строительства на крутой горе назвали его Мункаш или Мункач, что означает Трудный. В то же время Михаил Лучкай отмечал, что название Мукачево стоит в одном ряду с давними топонимами времен перед инвазией угров в Карпатской Руси. Источников для выяснения деталей ранней истории мукачевской обители мало, но о ее ранних началах могут свидетельствовать остатки пещер с противоположной от монастыря стороны горы. Дальнейших поисков и проверки требуют и предположения славного закарпатского монаха василианина и историка ордена о. Афанасия Пекара, что первые монахи на Чернечьей горе могли поселиться уже при венгерском короле Андрее, воспитаннике двора великого киевского князя Ярослава Мудрого и мужа Анастасии Ярославны. По преданию, монахи из других земель Руси приходили в Мукачево и после монголо-татарского нашествия. Отдельное место в истории Серебряной земли заняло переселение сюда в 1393 г. князя Федора Кориатовича с семьей. Внук великого литовского князя Гедимина перебрался в Закарпатье из Подолья и стал паном Мукачевской доминии, а также владельцем городка Бардиев. Авторитет Федора Кориатовича был настолько значительным, что в течение веков незыблемость прав монастыря перед посягательствами со стороны вельмож и помещиков защищали, ссылаясь на его основополагающую грамоту. Согласно этому документу, владелец имения выбрал Чернечью гору местом своего вечного упокоения, а обители подарил села Бобовище и Лавки. Грамоту, как считали, князь выдал еще в 1360 г., хотя упоминания о ней известны лишь с 1430-х гг. Ошибочность акта исследователи поняли со временем, что для некоторых стало основанием для сомнений в правдивости княжеской фундации в целом. И все же историческое значение грамоты велико. Достоверные документальные свидетельства о Святониколаевском монастыре сохранились с XV в. В 1444 г. венгерский король Владислав II Ягеллончик вознес обитель до уровня архимандрии. Не исключено, что это произошло благодаря стараниям киевского митрополита Исидора. Уже в 1456 г. бывший регент венгерского королевства Янош Гуняди и его сын Матвей Корвин - будущий король Венгрии обязали местных христиан, в том числе латинского обряда, платить десятину на Чернечью гору. Это решение может свидетельствовать в пользу того, что после Флорентийской унии 1438-39 гг. мукачевский монастырь находился в единстве с Апостольским престолом. Первый известный из источников настоятель Святониколаевской обители упомянут в грамоте короля Матвея Корвина от 1458 г. Его имя - пресвитер Лука. Повторные сведения о нем есть в 1488 г. А уже с 1491 г. монастырь на Чернечьей горе известен как двор не только настоятелей, но и одновременно мукачевских епископов в одном лице. Так история обители и местной епархии в Закарпатье еще теснее соединились, и рассматривать их отдельно просто невозможно. Не только монахи, но и многие мукачевские владыки похоронены на монастырском кладбище на Чернечьей горе. «В этом 1491 году Иоанн, или Иоанникий, избирается на должность епископа и беспокоится о своем утверждении королем. Король, конечно, приняв от него признание единства веры, назначает его и утверждает... и уже как католика титулует епископом не потому, будто предшественники не были епископами, а потому, что он поддержал каноны Флорентийского синода и призвал Иосифа Киевского и Нифона, патриарха Константинопольского», - объясняет о. Михаил Лучкай. Епископ Иоанн известен из источников как «епископ русинов и валахов греческого обряда». Он пытался объединить под своей юрисдикцией всех верующих восточного обряда на территории Карпатской Руси. Однако в XVI в. мукачевские владыки и настоятели попали в зависимость от венгерских магнатов-протестантов. Следовательно, Церковь стала заложницей политической борьбы между этими магнатами и католиками Габсбургами. В такой ситуации владыки вынуждены были маневрировать и учитывать, кто сильнее. В частности, мукачевский епископ Василий поддерживал Габсбургов, и император Фердинанд I утвердил его полномочия и монастырские доходы. В 1556 г. вследствие венгерского восстания в Трансильвании епископская резиденция в Мукачево была опустошена. Преемник Василия - владыка Илларион, ориентировался уже на семигородских князей. Временной его резиденцией после выезда из Мукачево перед наступлением императорских войск стал Грушевский или Бычковский монастырь. В 1558 г. чтобы как-то улучшить тяжелое положение Церкви княгиня Изабелла Заполий освободила мукачевского епископа и обитель от налогов и барщины. Ситуация изменилась в 1567 г. Тогда императорские войска заняли Мукачево и епископу Василию II удалось расположить к себе Габсбургов. Император Максимилиан II, будучи также королем Венгрии, подтвердил старинные привилегии монастыря, но свое недовольство проявили семигородские князья и начали грабить обитель. В частности, Сигизмунд Ракоций конфисковал все монастырские имения и право владык собирать десятину. Владыка Василий II пожаловался императору, но Ракоци «оправдался». Магнат бросил епископа в тюрьму и отпустил тогда, когда тот заплатил 700 золотых. Также Ракоци назначил нового епископа - Гавриила. «Но это уже были времена по Брестской унии. Не найдя охраны у императора, мукачевские владыки были готовы искать защиты в Риме», - подытожил последствия событий того исторического периода автор «Очерков истории Церкви Закарпатья». В течение 1601-1623 гг. настоятелем мукачевского монастыря и епископом был Сергий, а после его смерти - Петроний. Последнему и удалось подготовить в обители и епархии почву для возвращения к единству с преемниками апостола Петра в Риме. Он воспитал своих преемников - епископов Ивана Григоровича и Василия Тарасовича. При Григоровиче в обители начала действовать школа для местных детей. Известно, что в 1671 г. в этом заведении учились 20 учеников. Борьба вокруг судьбы Церкви на Серебряной земли продолжалась и во второй половине XVII в. Воспользовавшись смертью владыки Григоровича, князь Юрий I Ракоци в 1633 г. захватил монастырские имения, а когда епископ Тарасович взялся за дело их возвращения, его арестовали в Мукачево. «Русины в Венгрии, что перешла на реформацию Люберова, до принятия новой веры Бочкаи, Бетленом и Ракоцием различными способами принижались. Василий Тарасович... из-за ракоциевых года 1646 от алтаря насильно оттянутый через город Мукачево волоченый и в темницу был посаженый...», - говорит в «Истории церковной» Андрей Бадулянский. В конце концов, владыке пришлось отречься кафедры. Новый этап истории Святониколаевского монастыря начался после провозглашения 24 апреля 1646 г. в замковой часовне в Ужгороде унии Мукачевской епархии с Апостольским престолом. Преемник владыки Тарасовича Парфений Петрович после рукоположения нашел поддержку у мукачевской василианской братии. Но против него выступила вдова князя Ракоци Сусанна Лорантфи. Она назначила настоятелем и епископом на Чернечьей горе Иоанникия Зейканя, при котором начали строить новую монастырскую церковь. Впрочем, 8 июня 1655 г. папа Александр VII все-таки утвердил владыку Парфения на мукачевской кафедре. В 1657 г. монастырь разрушили войска польского гетмана польного коронного Ежи-Себастьяна Любомирского. Они уничтожали имения Юрия II Ракоци, ведь последний был союзником гетмана Богдана Хмельницкого. В 1659 г. волостной пан Константин Басараб поддержал строительство новой монастырской церкви. Храм-ротонду возводили по проекту львовского архитектора Степана Пиаменса. Эта святыня стояла на площади перед современной церковью до начала XIX в. Смерть в 1660 г. протестантских владетелей Мукачевской доминии Сусанны Лорантфи и ее сына Юрия Ракоци изменила положение обители. Владелицей близлежащих земель стала вдова Юрия II София из католического рода Баториев. Княгиня под предлогом возведения церкви заставила Иоанникия Зейканя уехать, а сама обратилась к киевскому митрополиту о посвящении нового епископа. На синоде в Жировицах 1663 г. епископы согласились посвятить владыку для Мукачево, но с условием, что епархия войдет в состав Киевской митрополии. Послушав уговоры латинского духовенства против этого, княгиня София в 1664 г. поспешно приняла епископа Парфения Петровича, хотя не вернула ему монастырские владения. Епископ Парфений скончался в 1665 г., а его последующие восемь наследников в 1665-1680-х гг. не смогли должным образом отстоять права епархии и монастыря. Более того, междоусобицами между духовенством воспользовались соседи. Еще в 1688 г. Петроний Каминский, желая стать архимандритом мукачевского монастыря, обратился к эгерскому епископа, чтобы тот отозвал к себе в качестве викария ставленника венгерских повстанцев епископа Мефодия Раковецкого. Отзыва не произошло. Новый епископ Иван де Камелис сначала оставил Раковецкого настоятелем в Мукачево, а впоследствии прогнал его за отход от унии. Но именно в это время римско-католические владыки из Эгера начали посягать на Мукачевскую епархию. В конце концов, по инициативе примаса Венгрии кардинала Леопольда Коллонича де Камелиса номинально подчинили как суфрагана эгерскому римо-католическому епископу. Уже после смерти де Камелиса разгорелось противостояние за кафедру, следствием чего стало даже разъединение должностей епископа и архимандрита мукачевского монастыря. Первым стал Юрий Бизанций, а вторым - Иван Годерманский. И только в 1717 г. дошло до примирения путем назначения Годерманского епископским викарием, а также разделением между игуменом и владыкой дома монастыря и сада для проповедей. В 1729 г. Годерманский умер, а монахи избрали игуменом Бизанция с условием, что он будет править обителью не как епископ, а «именем монастыря». В 1733 г., согласно решениям собора игуменов мукачевского, малоберезнянского, имстичевского и зарицкого монастырей, Чернечья гора стала резиденцией протоигумена новообразованной Закарпатской провинции отцов василиан. Первым протоигуменом стал мукачевский настоятель о. Григорий Булка. В середине XVIII в. провинция включала более 20 монашеских владений и более 100 монахов. 17 мая 1738 г. папа Климент XII предоставил мукачевской обители право отпустов на праздники Николая и Успения. Еще с начала XVIII в. в монастыре существовала своя иконописная школа. И особенно значительные изменения в образовательной деятельности обители произошли при епископе Мануиле Ольшавском. В 1744-1747 гг. за счет владыки на основе старой школы построили и открыли богословскую семинарию. Ее в 1770 г. посетил император Иосиф II и дал высокую оценку заведению. В 1766-1772 гг. на основе фонда Дмитрия Раца возвели новый корпус келий, хотя из-за этого строительства владыка вынужден был переселиться в Мукачево. Ольшавский активно отстаивал независимость Мукачевской епархии от Эгера, обращаясь как в Вену, так и в Рим. Однако епархия стала самостоятельной только в 1771 г. при владыке Иване Брадаче. Василиане поддерживали эти стремления епископов, «несмотря на традиционные споры с епископами о праве на мукачевский монастырь». Основания для этих противоречий исчезли тогда, когда епископ Андрей Бачинский по решению императрицы Марии Терезы от 1775 г. перенес в 1780 г. резиденцию с Чернечьей горы в Ужгород. Туда же в 1777-1778 гг. из Мукачево перебралась богословская школа, хотя Бачинский посылал священников изучать восточный обряд именно в Мукачево. По состоянию на 1795 г. в монастыре находились 16 монахов во главе с протоигуменом о. Иоанникием Базиловичем. В течение 1798-1809 гг. в обители построили новую однонефную церковь и колокольню. Времена владыки Бачинского стали началом расцвета Мукачевской епархии, однако тогда же политика австрийского просвещенного абсолютизма заложила основы для будущего упадка Церкви. Кроме того, в XIX в. распространилось отчуждение духовенства от собственного народа как из-за мадьярофильство (во второй половине XIX в. - начале ХХ в. вся переписка ордена на Серебряной земле велась на венгерском языке), так и по ряду экономических факторов. Боронявский монастырь ежегодно из собственного урожая изготавливал 24 бочки вина. Тут же, больше всего вина изготавливал мукачевский, который на Чернечьей и Червоной горе имел лучшие сорта винограда, которые приносили ему ежегодно тысячи форинтов дохода. Так, например, за проданное в 1827 г. вино монастырь получил 2713 форинтов. Кроме того мукачевский монастырь даже владел гуральней, где в год производили 2500 иц водки (1 ица - 0,846 литра). Если изготовление вина можно объяснить определенными литургическими, обрядовыми потребностями, то изготовление и продажу большого (!) количества водки объяснить трудно. Поэтому в XIX в. монастыри на Закарпатье занимались не только миссионерской работой, но и далекими от них делами. Последствия усилили еще и два пожара обители: в 1820 г. и 1862 г. К примеру, когда в 1850 г. Александр Василий Духнович высказал во время заседания консистории идею создания при мукачевском монастыре типографии, то его никто не поддержал. Именно в эти трудные времена кризиса, в 1875 г. Мукачево и обитель посетил Михаил Драгоманов. «Только во второй половине XIX в. видим и здесь большой упадок василианской монашеской жизни, как следствие иосифинских реформ и из-за нерасположения венгерских кругов. Епископ Юрий Фирчак думал укрепить здесь василианское монашество и поэтому на синоде в Ужгороде в 1903 г. пришла мысль о реформе василиан в Закарпатье», - пишет Афанасий Пекар. Замысел тогда воплотить не удалось, но к нему возвращались также в 1915 г. Наконец, 2 ноября 1920 г. на Чернечью гору, которую тогда населяли только трое монахов, прибыли шесть монахов василиан для осуществления реформы ордена на Серебряной земле. Это были о. Иероним Малицкий как настоятель, о. Глеб Кинах - учитель послушников, о. Поликарп Булык - помощник игумена, братья Гавриил Ханик - повар, Симеон Бужар - портной и Иосиф Нижник - столяр. Монастырь был обновлен, его владения - упорядочены и реформу начали 28 февраля 1921 г. В 1923 г. о. Поликарп Булык стал новым игуменом, а уже 10 марта 1924 г. послушничество в Мукачево закончил первый реформированный василианин Закарпатья о. Павел Гойдич, будущий пряшевский епископ. Воспитанниками этого новициата стали также будущий первый украинский епископ в Бразилии Иосиф Мартынец, будущий протоархимандрит ордена Павел Мыськив, а также будущий гайдудорожский владыка Николай Дудаш. При поддержке владыки Петра Гебея, о. Степана Решетило и о. Поликарпа Булыка о. Павел Гойдич начал в Закарпатье миссионерское движение, направленное на возрождение духовной жизни греко-католической епархии. Василиане ревностно посещали с миссиями приходы, духовному обновлению способствовали также отпусты в василианских обителях. До Первой мировой войны особенно чтимой святыней в Закарпатье была марияповчанская чудотворная икона, написанная иконописцем Стефаном Папом в 1676 г. Однако она после изменения границ оказалась в Венгрии. Поэтому в 1926 г. монастырь на Чернечьей горе получил от папы Пия XI икону Богоматери 1453 г., которую епископ Петр Гебей торжественно короновал в 1926 г. Святыня создана, скорее всего, греческим иконописцем, но под влиянием итальянского искусства эпохи Возрождения. Паломники сходились за благословением на Чернечью гору не только из Закарпатья, но и с Гуцульской Верховины. Отпусты в монастыре продолжались от Благовещения до Покрова. Уже Святоуспенский отпуст 1928 г. собрал 50 тысяч верующих, к святому причастию приступили 10434 человек. Литургию на том отпусте служили митрополит Андрей Шептицкий, владыка Крыжевацкий Дионисий Наряди, генеральный викарий Митрополичьей капитулы во Львове Никита Будка и Петр Гебей. В 1926 г. в новициат в Мукачево приняли 36 послушников, из которых 14 - семинаристов, которых должны были со временем рукополагать в священники, а остальные - светские, которые должны были полностью посвятить себя монашеской жизни без рукоположения. В 1930-31 гг. в новициате было 28 послушников. Деятельность реформированных василиан способствовала также приближению закарпатского духовенства к народу, хотя мадьяризированные священники и нереформированные василиане оказывали изменениям ощутимое сопротивление – «бросали под ноги бревна». Из-за роста украинского национального сознания у монахов возникали и проблемы с властями. В частности, в январе 1926 года. Полиция видела угрозу государственной безопасности в изданной в мукачевском монастыре книге «Государственное становление Подкарпатской Руси». В конце концов, 2 апреля 1932 г. Конгрегация восточных церквей издала декрет о создании реформированной Святониколаевской провинции на Закарпатье. Возглавил провинцию о. Поликарп Булык, а вошли в нее 78 монахов. Это были 13 иеромонахов, 28 схоластов-богословов, 18 братьев-помощников и 19 послушников. Однако двор протоигумена был уже не в Мукачево, а в Ужгороде. Известно, что в 1935 г. в мукачевском монастыре находились 54 монаха, и он был вторым по этому показателю после Крехова. В 1931 г. капитулярный викарий Мукачевской епархии Александр Стойка начал «Конгресс марийских дружин», первый из которых состоялся на Чернечьей горе 25 мая 1931 г., а затем проходил ежегодно. А в 1932 г. в монастыре состоялся знаковый отпуст. В этом году, уже как епископ Александр Стойка провозгласил особые обязательства перед иконой Богородицы: «Под присягой обязуюсь, что во время моего апостольского правления целая епархия наполнится прославлением тебя». Владыка Алесандр Стойка также склонялся к мадьярофильству, хотя под конец жизни понял ошибочность своей позиции. В общем, вторую половину 1930-х гг. характеризовали бурные события национального подъема на Закарпатье. Борьба различных политических лагерей задела и василианский орден, который благодаря обновлению сумел сохранить свою идентичность. Однако в 1938 г. Венгрия оккупировала юго-западную часть Закарпатья. Граница прошла под стенами монастыря, ведь Мукачево оказалось за пределами Чехословакии. По решению оккупационных властей, все монахи - выходцы из Галичины и Пряшевщины - должны были уехать. Часть местных василиан упрятали в тюрьму или отправили вглубь Венгрии. Управление провинцией Святого Николая переняли венгерские василиане. После венгерского режима в Закарпатье в 1944 году пришел советский. Греко-католическая Церковь, которую вскоре возглавил епископ Теодор Ромжа, сразу почувствовала давление власти и попытки «воссоединить» всех жителей Закарпатья с РПЦ. Однако на Серебряной земле, в отличие от Галичины, коммунистам не удалось создать «инициативную группу». «Манифестацией силы греко-католицизма в Закарпатье стал Свято-Успенский отпуст на Чернечьей горе, где в 1945 г. собралось более 50 тысяч паломников, чтобы услышать отважные слова своего владыки: «Держитесь своей веры и своей Церкви. Нашим мужеством и верностью мы обеспечим себе самое большое наше добро, то есть спасение наших бессмертных душ!». Отпуст повторился и в 1946 гг. - собрались 50 тысяч паломников, 20 тысяч приступили к святому причастию. Власть требовала за это 20 тысяч рублей налога, и верующие собрали эти деньги. 22 марта следующего года протоигумена о. Антона Мондика и игумена о. Ивана Сатмария вызвали в городской комитет, где требовали подписать от имени всех монахов заявление о переходе в православие. Власть получила отказ и уже 24 марта 1947 г. монастырь конфисковали. От монахов снова требовали перейти в православие, но ни один из 32 василиан не согласился. Поэтому их вывезли сначала в имстичевский монастырь, а дальше - в лагеря и в ссылку. Владыка Теодор Ромжа опротестовал такие действия в Верховном Совете СССР. На второй день Пасхи он был в Мукачево и объявил, что Успенский отпуст состоится, однако при приходской церкви Мукачево. И действительно, в 1947 г. около этого храма собрались примерно 80 тысяч верующих, в то время как на Чернечьей горе - около 10 тысяч. Замысел епископа Нестора объявить об отмене Ужгородской унии не удался. Праздник «Торжество православия» состоялся в обители только 28 августа 1949 г., после убийства спецслужбами епископа Теодора Ромжи. Уже в 1947 г. Святониколаевскую обитель заняли православные монахини во главе с игуменьей Параскевою Прокоп, в схиме Ниной. Была расформирована во времена СССР и богатая библиотека монастыря, которую создавали на протяжении веков. В нее входили, в частности, шесть тысяч редких книг и рукописей. После изгнания василиан из обители библиотеку и архив передали в библиотеку Ужгородского университета и в Государственный архив Закарпатской области. Среди старинных литературных памятников, связанных с историей Мукачевского монастыря, стоит упомянуть Псалтирь и Мукачевскую летопись XV в., найденные в монастырской библиотеке игуменом и историком Церкви о. Анатолием Кралицким, а также Мукачевские и Мстичевские отрывки. Уже в XIX в. высокую оценку получили «Краткие сведения о монастыре святого Николая на Чернечьей горе в Мукачево, основанном князем Федором Корятовичем» Иоанникия Базиловича, изданные в 1799 г. и в 1804-1805 гг. Показательной после 1947 г. была судьба мукачевской чудотворной иконы Матери Божьей. Когда православные заняли обитель, то увидели в церкви только копию реликвии. Ее еще в 1936 г. заказали игумен о. Поликарп Булык и магистр новициата о. Глеб Кинах. Оригинал передали на хранение семье брата-василианина Юлиана Миговича. И только в 1999 году его выставили для почитания в монастыре в Малом Березном. С обретением Украиной независимости василиане стремились вернуть монастырь на Чернечьей горе, но его не отдали. В 2006 году для обители ордена выделили участок в другой части города. Там и появился новый монастырь, освященный 16 июля 2009 г., в день возвращения в Мукачево из Малого Березного иконы Матери Божьей. Первым игуменом восстановленной обители стал о. Вениамин Довганич. Успенский отпуст к чудотворной иконе возродился, а Конгрегация восточных церквей в Риме утвердила в честь мукачевской реликвии отдельный праздник в день 16 июля.