Бучацкий монастырь отцов-василиан: 300 лет истории
Бучацкий монастырь расположен на горе Федир, почти в историческом центре Бучача. Обитель основана в 1712 г., когда магнат Степан Потоцкий пригласил шестерых литовских василиан, чтобы они преподавали догматическое и пасторальное богословие в подольских и покутских имениях Потоцких. В 1713 г. обитель была инкорпорирована в орден василиан. Вскоре василиане получили от Львовской римско-католической архиепархии во временное пользование, для богослужений, костел Св. Креста. Владельцами храма отцы стали в 1747 г., а с 1724 г. они служили также в монастыре в Жизномире. Обители в Задаре и Рукомыше подчинялись Бучацкой с 1754 г. При монастыре в 1712-1754 гг. действовала богословская семинария. В 1754 г. монахи открыли гимназию, действовавшую тридцать лет. Привилегию на образование заведения выдал сын Степана Потоцкого, Каневский староста и владелец Бучача Николай Василий Потоцкий. Он увеличил количество монахов до восьми и основал при гимназии конвикт, то есть школу-интернат, для 12 сирот благородного рода (действовал в 1754-1911 гг.). Потоцкий отписал монастырю села Звенигород и Зелена, что в 1764 г. утвердил Сейм. В 1773-1784 гг. при обители действовали высшие философские курсы, в 1784 г. там открыли четырехклассную школу. А в 1856-1865 гг. в монастыре действовала препандия - двухгодичные курсы, на которых готовили учителей народных школ. Образцом для бучацкого храма могли служить церкви Беларуси и Литвы, построенные в стиле школы «виленского барокко», основатель которой - Як Кшиштоф Гляубитц. Роспись в Бучаче осуществили в 1774-1796 гг. «Невиданная в других монастырях стройность церковного строения, свежина ее барочных форм, гармония обоих монастырских крыльев, которые от среднего храма расходятся двумя лентами под вечнозеленый лес на горе, а внизу - неутихающий шум прыткой Стрипы на фоне мощных стен старого замка Потоцких и раскопанных доисторических стоянок на Федире, придавали этому монастырю величественный вид. Била от него постоянная молодость, словно в его стенах постоянно гремела из полной груди всякий раз для новых сотен юношества, которые здесь веками воспитывалось, известная песня одного из самых светлых здешних игуменов о. Юлиана Добриловского: «Дай же, Боже, добрый час» - вспоминал о своей alma mater славный василианин и историк Церкви о. Михаил Ваврик. Упомянутый о. Юлиан жил в 1760-1825 гг. Он - автор церковных и светских песен, а некоторые историки литературы считали его еще и предшественником о. Маркиана Шашкевича. Интересно, что в 1782 г. расположенный в Галичине Бучацкий монастырь находился в подчинении протоигумена ордена «литовской» провинции Св. Троицы, а не «русской» провинции Св. Покровы. Он и еще монастырь в Городке над Западным Бугом - единственные «литовские», оказавшиеся под австрийским владычеством в 1772 г. Согласно правительственному донесению папского нунция от 1774 г. в Бучаче находились девять насельников. С 1782 г. Бучацкий монастырь принадлежал к образованной за два года до того галицкой провинции ордена Св. Спаса. В 1788 г. он стал местом убежища для монахов из упраздненной обители в Струсове и затем в 1818 г. в Бучаче находились 14 братьев. В 1805 г. существование шестиклассной гимназии при монастыре в Бучаче (заведение восстановили в 1804 г. и оно действовало до 1870 г.) стало одной из причин того, что отцам-василианам австрийская власть отказала в намерениях взять под свою опеку еще и гимназию в Перемышле. К слову, именно в 1805 г. власти заверили, что не будут упразднять Социальную гимназию. В 1816-1818 гг. в обители возвели подпорную стену террасы, заложили искусственные пещеры и создали фигуры св. Онуфрия и непорочного зачатия Богородицы. Их автор до сих пор остается неизвестным. Во время одной из поездок австрийского императора Франца I в Галичину, в 1818 г., протоигумен василиан о. Голдаевич подал ему прошение об упразднении монастырей св. Михаила в Угорниках, св. Покровы в Сокилке и св. Параскевы в Задаре и приобщение их имений к монастырю в Бучаче. Бучацкий монастырь австрийская власть признала одним из тех, которые нужны для образования и воспитания молодежи. Нехватку средств на нужды обители, а это было 2761 флоринов 33 кроны ежегодно, должны были выделять из специального религиозного фонда. Три упомянутых монастыря, наоборот, не имели такого содержания, а их присоединение к Бучацкому улучшало финансовое состояние дел в нем. Поэтому власть желанию протоигумена не перечила. Но уже во времени наполеоновских войн над монастырем нависла угроза закрытия. В 1810-1815 гг. часть Галичины к востоку от условной линии «Заложцы-Зборы-Стрыпа» входила в состав Российской империи. Австрия потеряла ее согласно условиям Шенбрунского договора. Поэтому и встал вопрос, что обитель могут упразднить, так как ее имения окажутся за границей. Однако под российское управление не попало село Зелена, хоть оно и лежит к востоку от Стрипы. Сохранил монастырь и поместье в Задаре. Поэтому, а также учитывая успехи гимназии, обитель выстояла. Уже в 1840 г. игумен и одновременно префект учебного заведения о. Эмилиян Коссак, который отличался особой деятельностью и нравственностью, обратился к властям за займом в размере 1000 флоринов. Деньги он хотел использовать на расширение монастырского дома для содержания ребят-гимназистов: «Львовская губерния поддержала эту просьбу педагогическими мотивами. Гимназия в Бучаче насчитывала более 300 учеников, а в городке было только примерно 678 домов, в которых проживали 2469 христиан. Для горожан содержание студентов было главным источником доходов», писал автор исследования о массовом закрытии василианских монастырей в империи Габсбургов Владислав Хотковский. Кредит выдали и упомянутые 300 учеников для гимназии не были пределом - их бывало и 1000. Кстати, выпускниками именно бучанской гимназии были отец-иезуит и инициатор Добромильской реформы ордена Каспар Щепковский, редактор «Миссионера» в течение почти 20 лет и сторонник внедрения фонетического (современного) правописания в религиозных изданиях УГКЦ о. Лазарь Березовский, протоигумен Марко Галущинский и его брат Феодосий - воспитатель священнической молодежи, библеист и историк Церкви. В 1849-1854 гг. в обители возвели трехъярусную колокольню. Средства на нее изыскал игумен и одновременно настоятель города о. Модест Мациевский. В 1865 г. город пострадал от большого пожара. Горели школьные кабинеты, старые документы и книги, музей, были уничтожены колокола. Впрочем, если высокий шпиль бучанской ратуши не восстановили, то обитель возродилась. Известно, что в 1867 г. в ней было 12 монахов во главе с о. Яковом Загайским, который был консультором провинции ордена, ректором обители и директором гимназии. В 1881 г. произошел новый пожар, ощущался и недостаток учителей. Гимназия с 1870 г. уже имела статус не шести-, а четырехклассной. В 1893 г. ее вынуждены были закрыть. В том же году в Бучач пришли реформированные василиане. Они начинают заботиться о гимназическом конвикте, который в 1911 г. превратили в миссионерской институт. Заведение воспитывало миссионеров как для Галичины, так и для других краев расселения украинцев. Он действовал в 1911-1914 гг., 1918-1940 гг., 1943-44 гг. Монастырь реставрировали в 1900 г. Во время Первой мировой войны игумен о. Николай Лысков приютил 60 солдатских сирот. Также в те времена в обители останавливались президент ЗУНР Евгений Петрушевич и князь Вильгельм Габсбург, известный также как Василий Вышиваный. «Д-р Иларион Боцюркив пришел в монастырь и принес нам весть, что восточная Галичина обрела свободу. Мы все обрадовались. Мои ученики сами стали делать военные упражнения и пели Бучацкий гимн «Дай нам, Боже, добрый час», который сочинил игумен бучацкого монастыря о. Юлиан Добриловский еще в 1797 г.», - читаем о событиях тех времен в прекрасном своей простотой и искренностью дневнике префекта миссионерского института отца Иосафата Жана, француза по национальности. Задели обитель и события в Приднепровской Украине, поскольку именно сюда направили арестованных правительством Директории владык РПЦ Антония Храповицкого, Евлогия Георгиевского, Никодима Короткова и нескольких монахов для их сопровождения. «Украинский старшина, вручая о. игумену письмо от украинской власти, сказал: «Отче игумен, эти три - это худшие враги нашего государства. Директория арестовала их в Киеве и просит вас держать их в тюрьме». Отец игумен ответил: «Наш монастырь никогда не был тюрьмой и ею не может быть». На это украинский старшина сказал: «Отче игумен! Если не хотите их принять, то я вон там, в соседнем лесу, всех их расстреляю». Отец игумен, увидев, что здесь не шутят, подписал украинскому старшине подтверждение получения письма, принял трех епископов и старшине сказал: «Прошу уведомить нашу власть, что мой монастырь не является тюрьмой». А обратившись к владыкам, сказал: «Прошу покорно, заходите в василианский монастырь», записал о. Иосафат Жан. О том разговоре епископы не знали - они ждали у ворот. В монастыре каждый владыка получил достойную комнату и общий большой зал, чтобы в нем могли служить свои богослужения. Все необходимое заключенным прислали из Киево-Печерской лавры, а продукты еженедельно доставляли телегой из Почаева. Поэтому «гости» не нуждались. В конце концов, Бучач оккупировали поляки и «гостей» отправили во Львов. Затем митрополит Антоний Храповицкий отличился тем, что возглавлял акцию по обращению украинцев Боснии в православие и получил прозвище «Украиножер». О пребывании в Бучацком монастыре Евгения Петрушевича известно, что именно в помещениях обители Украинская Национальная Рада предоставила своему президенту диктаторские права, то есть позволила быть одновременно президентом и главой правительства ЗУНР. Произошло это в июне 1919 г., хотя в историко-мемуарном сборнике «Бучаччина» говорится о мае 1919 г. «Диктатор просил настоятелей ордена, чтобы отпустить к нему тогдашнего монаха бучацкого монастыря о. Иосафата Жана - на труд при правительстве ЗОУНР. Отец Жан к такой работе был готов, потому что хорошо владел чужими языками и был удобен в различных дипломатических поручениях. Настоятели ордена согласились на это и о. Жан выполнял важные функции при Петрушевиче и Косте Левицком; например, был секретарем правительства для дел иностранных перед Союзом Народов. Свой труд о. Жан описал в отдельной брошюре под названием «Мое служение Украине», указал о. Ириней Назарко в «Бучаччине». Уже после войны под городом сгорело монастырское имение в Зелене, а в 1920 г. город и обитель пострадали еще и во время кратковременной большевистской оккупации. Но в межвоенное время возродился миссионерской Институт. Он действовал до нового прихода «советов». По окончании войны игумен о. Николай Лысков очутился в Бразилии. Еще один бучацкий василианин о. Порфирий Сивак после ссылки в Заполярье стал опекуном украинцев в польской армии Андерса. Он через Ирак, Палестину и Италию уехал в США. А миссионер в Югославии о. Иннокентий Тимко родом из бачванской Куцуры, погиб в Загребе весной 1945 г., во времена террора Иосифа Броза Тито. В 1946-1950 гг. бучацкую обитель использовали для хозяйственных нужд, в 1950-1986 гг. в ней действовало СПТУ №26. Реставрировать помещения начали в 1989 г., а уже в 1990-м их передали УГКЦ. Василианам монастырь им отдали 28 апреля 1993 г. Начался новый период восстановления. Сначала при монастыре заработал лицей, который в 1995 году перерос в коллегиум. Поэтому традиция образовательной деятельности монастыря продолжается. Но оказалась утраченной когда-то чрезвычайно богатая библиотека. Известный писатель и публицист Михаил Павлик, который в начале ХХ в. объездил обители с заданием от научного общества им. Шевченко выявить ценные книги, отнес бучацкую библиотеку к самых богатым вместе с добромильской и лаврской. И это при том, что еще австрийская власть забрала из монастыря 282 особо ценные книги в образовавшуюся в 1784 г. библиотеку Львовского университета. Значительную часть того, что осталось, уже в ХХ в. уничтожили представители советской власти. И только около 300 старинных книг сохранились в Тернопольском областном государственном архиве. Отпусты и праздники в Бучацком монастыре проходят на праздники Воздвижения Честного Креста 27 сентября и Пресвятого Сердца Иисуса, который отмечают в третью пятницу по Сошествии Святого Духа (Пятидесятнице).