Сатановский монастырь: пещеры, просветители и имидж
Свято-Троицкий монастырь расположен в Сатановской (когда-то Монастырской) слободке возле поселка Сатанов. Высокая монастырская гора, на которой виднеется колокольня и сверкает купол церкви, видна из самого города. Заблудиться крайне сложно.
Основателями монастыря считают лаврских монахов, бежавших из оскверненного Батыем Киева. Есть также легенда, согласно которой Сатановский монастырь еще древнее. Мол, некий монах с Афона поселился здесь еще за полвека до Владимирова крещения Руси и жил здесь в пещерах отшельником. Действительно, Троицкий монастырь, как это подобает солидной обители, начинался с пещер. Но в отличие от киевских, местные пещеры частично природные. Сначала это был грот-карниз с несколькими миниатюрными пещерками, в которых и жили первые насельники.
Затем вдоль карниза, нависавшего над пещерами, соорудили стену. Вышла целая подземная, а точнее «подскальная» система из длинного коридора, небольших келий и подземной церкви. Не исключено, что до прихода монахов пещеры использовали как капище язычники. Такое в истории бывало довольно часто. Позже, когда монахи обосновались на поверхности, о пещерах не забыли. В подземной церкви продолжались (и продолжаются до сих пор) службы. За свою многовековую историю монастырь успел побыть и православным, и греко-католическим (Ордена св. Василия Великого) и снова православным. Был он и мужским, и женским.
Кроме пещер, до нашего времени дошла еще каменная церковь Св. Троицы (XVII в.), остатки центрального корпуса с высокой трехъярусной колокольней и массивная башня монастырских ворот (все XVIII в.). Ворота, правда, потеряли второй этаж, не сохранился барочный портал. Наибольший ущерб монастырь понес в 60-х и 70-х годах ХХ в., когда власть превратила его в каменоломню. Тогда разобрали крепостные стены двухметровой толщины, частично главный корпус и верхние ярусы ворот. Из монастырского камня в соседних колхозах строили коровники.
К сожалению, большинство документов и архивов, связанных с монастырем, потеряно. До нашего времени дошли лишь хроники времен пребывания здесь василиан. Но там мало чего интересного. Преимущественно чисто бытовые и хозяйственные принадлежности. Из примечательного - постоянные ссоры с Сатановским магистратом из-за монастырской корчмы - отцы города все время хотели забрать у святых отцов это весьма прибыльное заведение. Еще монастырь вел постоянные споры с соседними землевладельцами относительно крестьян-перебежчиков (последние переходили как из монастырских сел в барские, так и наоборот).
Интересно читать о том, как монахи выстрелами из монастырских пушек приветствовали почетных гостей. В XVIII в. эти пушки выполняли сугубо церемониальную функцию, а вот раньше монастырская артиллерия была жизненной необходимостью. Обитель выполняла еще и функцию замка, где люди могли укрыться от набегов татарских отрядов и турецких янычар. Сегодня о Сатановском монастыре мало кто знает за пределами Городокского района. А в свое время это был известен просветительский центр, который поддерживал активные отношения с уважаемыми монастырями православного мира.
Из известных гостей обители стоит вспомнить царя Петра I. Возвращаясь домой после Прутского похода 1711 года, он остановился в Сатанове. По преданию, царь также посадил перед монастырским храмом орех. Это могучее дерево еще совсем недавно дарило людям свою тень и вкусные орехи. К сожалению, в одну из зим после сильных морозов оно засохло. Но жизнь продолжается. Сейчас на его месте зеленеет маленькое юное деревце. Вообще орехи - одна из «фишек» монастыря. Первые орехи были завезены сюда монахами с Афона еще четыре сотни лет назад. Почти все орехи в этой части Подолья - их прямые потомки. Считается, что монастырские орехи имеют особую целебную силу.
Есть версия, что после присоединения Подолья к Российской империи и передачи монастыря Православной Церкви, несчастного Витошинского, который давно потерял разум, выковыряли из его подземной кельи и отпустили. Витошинский стал не первой жертвой подземелий Сатановского монастыря. В 1703 году восстание Федора Шпака коронное войско жестоко подавило. Базой королевских карателей стал монастырь в Сатанове (тогда еще православный). Подземелья обители превратились в застенки. По преданию, много пленных повстанцев там были замурованы. В конце 80-х годов XX в., при расчистке подвалов, действительно было найдено огромное количество человеческих скелетов.
Монастырский нищий тех лет должен был уметь играть на различных музыкальных инструментах, знать множество песен и дум. Вой на тему «мы люди не местные» здесь не проходил. Нищие честно зарабатывали свой хлеб. Когда в XIX в. фольклористы стали записывать народные думы и песни Подолья, то едва не у каждого второго было примечание: «Записано от кобзаря (лирника) из монастырской слободки в Сатанове». Нищими занимался игумен монастыря и орден василиан. Значительную часть собранного нищие отдавали на церковь. Взамен получали охранную «бумагу» от игумена монастыря. Мол, они не просто так попрошайничают, а на святое дело. Сельские войты, городские магистраты и даже большинство феодалов с такой охранной грамотой нищих предпочитали не трогать - кому хочется ссориться с могущественным монашеским орденом? Собственно нищие и основали Монастырскую слободку, которую сегодня называют Сатановской. Однако нищенских лачуг здесь теперь не увидишь. Скорее наоборот - дворцы.
В ХХ в. обитель закрывали дважды. Первый раз - в начале тридцатых. Затем, при немецкой оккупации, монастырь вновь ожил. Закрыли его уже при Хрущеве. Верующим обитель вернули лишь в конце 80-х. На данный момент монастырская церковь Пресвятой Троицы действует как приходской храм. Монастырь же неотличим от средневекового Сатановского замка: такие же покрытые лишайниками и мхом, мощные стены, бойницы. Только ворота, новенькие, сверкающие на солнце купола и кресты свидетельствуют, что это не только крепость, а еще и культовое сооружение.
Пройдя под сводами массивной передней стороны башни, попадаем во двор. Уютный и зеленый. Выложенная каменными плитами дорожка ведет к храму. В первую очередь гостям монастыря стоит посетить храм, чтобы почтить Бога. Храм в плане напоминает знаменитую Богданову церковь в Субботове. Правда, время не пожалело и богатого барочного декора. Сохранились письменные свидетельства, что ранее этот храм был украшен белокаменными резьбой. В частности, его стену украшал и большой, вырезанной в камне орел и всадник на коне (скорее всего, гербы Польши и Литвы).
В ХХ в. храм покрыли штукатуркой, из декора на виду остались только солнечные часы, установленные монахами в 1744 году. В XVIII в. был также установлен большой керамический фарфоровый барельеф, изображавший Божью Мать Ченстоховскую. Копию знаменитой иконы спасли местные жители и прятали до самого конца 80-х, после чего вернули в храм. Сейчас образ, который почитают как православные, так и католики, украшает интерьер церкви. К сожалению, все древние храмовые росписи были уничтожены во времена СССР. В 1992 году его расписали заново. Фрески выполнены на высоком уровне и с большим вкусом.
Художник использовал традиции украинской иконописи XVII-XVIII вв., когда среди персонажей Страшного Суда изображали абсолютно реальных людей или олицетворение реальных социальных и политических групп. В частности, на переднем плане среди праведников мы видим казака-запорожца (в шароварах, с усами и оселедцем). Кроме традиционных грешников наподобие сребролюбцев, прелюбодеев, пьяниц, убийц и самоубийц, стены Свято-Троицкого храма в Сатанове украшают еще и Ленин, Сталин, Троцкий, Гитлер, Берия, Дзержинский. Есть здесь и Хрущев с ботинком в руке, по чьему приказу в свое время закрыли монастырь. Интересен и змей, который символизирует врага человеческого. Если присмотреться, то его черное тело украшают зловещие красные коммунистические пентаграммы.
После храма стоит осмотреть главный корпус монастыря. Его руины очень романтичны и красивы. Хоть кино снимай. Лестницей стоит подняться на прежний второй этаж корпуса. Сейчас там все заросло разнотравьем, кустами колючего шиповника, цветами душистого чабреца. Там, где когда-то толпились монахи, теперь жужжат пчелы, шмели и другие букашки. С колокольни виды открываются просто невероятные. Если очень повезет, можно попасть и в монастырские подвалы. В пещеру, в одной из келий на земле есть большой плоский камень. Это «Камень испытания», где кандидат на постриг должен был провести в коленопреклоненной молитве целую ночь.
На несколько метров ниже когда-то было монастырское кладбище. Среди деревьев сохранились несколько грубо высеченных надгробий, датируемых концом XVIII - самым началом XIX в. В здешнем лесу выходят на поверхность известняковые скалы и огромные каменные глыбы. Камни секутся эрозией и покрыты толстенным слоем мягкого изумрудного мха. В трещинах гнездятся различные растения, несколько видов папоротников. Самый красивый из них - очень редкий «олений язык». Его листья не рассеченные, как это часто бывает у папоротников, а целые, длинные, блестящие, ярко-зеленые. По форме они напоминают языки оленей - отсюда и название. Эти редкие папоротники очень похожи на тропические, которые покрывают деревья и камни в джунглях.
В прошлом своей славой монастырь в значительной степени был обязан целебным источникам, которыми так богаты окрестные горы. Колодца почитались как святые, у них проводились богослужения. Сейчас на базе месторождения сатановских минеральных вод под монастырской горой создан государственный курорт «Сатанов», в состав которого входит добрый десяток здравниц. В долине действует храм св. Пантелеймона-Целителя, возведенный у оздоровительного комплекса «Жемчужина Подолья» - единственного в Украине санатория-музея. Экспонаты здесь разбросаны по всей территории и на них натыкаешься в самых неожиданных местах.
Телеги, сани, сельскохозяйственный инвентарь украшают двор. Огромная коллекция подольской народной иконы - фойе зала фитопроцедур (там же можно увидеть и уникальные образцы старинной подольской вышивки). Здесь и большие церковные образы, и простенькие, когда-то украшавшие обычные крестьянские жилища. Сотни экспонатов предметов народного быта можно увидеть в зале ресторана. Экспонатами увешаны даже стены корпусов. Стоит посетить и зал «советского периода». Или же «красный уголок». Последний особенно рекомендуется тем, кого шокировал «Страшный Суд» в монастырском храме.