Первое летописное упоминание о Сновеске датируется 1068 годом. Археологические же раскопки дают основания утверждать, что это поселение возникло в V-VI веках. А название, очевидно, происходит от названия реки Снов, на высоком берегу которой расположился поселок. Само слово «снов» считается санскритским, что означает «купаться» или «омываться». На въезде в Седнев с северной стороны сохранились несколько древних курганов: историки говорят, что в XVII веке здесь их было около 300. Исследовать их начали в конце 19 века. Находки, среди которых было много скифских монет, подтвердили принадлежность этих захоронений к скифскому и раннеславянскому периоду истории. Во время этих исследований в Снове были найдены и серебряные языческие идолы, которым поклонялись скифы. К сожалению, все эти сокровища были вывезены за пределы Украины. Дальнейшая их судьба неизвестна. Остались только письменные упоминания. Именно здесь, в Сновеске, образовалась первая Сечь - казацкая столица. Этого мнения придерживаются князь Мишецкий и историк О.Ригельман. Другие же историки считают, что все-таки в жизни седневских казаков важную роль сыграло запорожское казачество, потому и появилось это выражение - Седневская сечь. Именно со времен казацкого поселения Седнев и начал именоваться его сегодняшним названием. Легенд о том периоде существует много. Так, во время нашествия крымских татар, когда юг Черниговской земли и вся Полтавская стонали под властью завоевателей, в казацком городке Седнев в осаде были сосредоточены не только население казацкой столицы, но и окружающих сел, и эти люди два месяца героически держали оборону. Им помогала и здешняя гористая местность, и сообразительность казаков, которые заблаговременно вырубили все деревья на склонах, а потом бревнами сбивали непрошеных гостей, пытавшихся по склонам обрыва добраться к крепостным стенам. Не удалось татарам подняться на седневские горы - из долины Снова они отступили. В отчаянии будто бы татары и назвали этих людей «седнями» (от слова «сидеть»). Это название всем понравилось и осталось на века. Место победы над татарами местные жители до сих пор называют «Кара-зама», что в переводе означает «Черная гора». По преданию, именно здесь, под этой горой, в живописной долине, пролегал скорбный путь, которым гнали татары пленников-украинцев в рабство. Под обрывом расположены естественные террасы, где еще никогда не велись раскопки. Можно только представлять, какие исторические ценности лежат сейчас под ногами. Еще эта местность примечательна большим количеством источников: их насчитывается здесь около 30. Здесь же находится и Святой колодец, вода которого в течение веков считается целебной. Представители рода Лизогубов - Андрей и Илья - были филантропами, эстетами и меценатами: отовсюду они провозили в Седнев удивительные растения и произведения искусства. Здесь было несколько роскошных оранжерей и функционировали величественные фонтаны, о которых ходят предания. Радостно принимали в этом имении и многочисленных гостей, некоторые из опальных писателей и поэтов скрывались здесь от преследований и других проблем. Частым гостем здесь был известный баснописец Леонид Глебов. В беседке, которую позже назвали «беседкой Глебова» он написал слова песни «Стоит гора высокая, под горою роща» Дважды гостил у братьев Лизогубов и Тарас Шевченко. В 1846 году он здесь написал поэму «Осина». Известно также, что когда он в следующем, в 1847 году, приехал сюда собирать материалы для второго сборника «Кобзаря», рукописи были утрачены навсегда. Братья Лизогубы поддерживали связи с Тарасом и после его ареста: писали письма и помогали материально. Даже трудно сразу вспомнить, в каком еще городе или поселке Украины так уважают Кобзаря, как в Седневе, чтобы сохранить практически рядом два памятника и липу. На крыльце каменицы любил сидеть Тарас Шевченко и рисовать окружающие пейзажи. Сохранился его авторский рисунок этого сооружения. А седневцы до сих пор рассказывают, что на входной двери долго красовался нарисованный им казак. Существует также легенда, что отсюда есть подземный ход в фамильный склеп Лизогубов, расположенный под церковью. Это одна из старейших в Украине деревянных церквей, построенных без единого гвоздя. Георгиевская церковь современного вида построена в 1745 году, но была она еще в домонгольский период. Известна она еще и тем, что здесь был снят фильм «Вий» по мотивам одноименной повести Гоголя. После закрытия храма советской властью и ложной молитвы Хомы Брута, героя киноленты, в церкви произошло настоящее богослужение, которое совершили православные священники по просьбе местной казачьей общины. В Седневе снимался фильм «Григорий Сковорода» и несколько советских фильмов о войне. Также здесь более 40 лет действует «Дом творчества» Национального союза художников Украины, где много картин написала известная художница Татьяна Яблонская, не говоря о местных мастерах кисти и гостей из разных уголков бывшего Союза и Европы. На кладбище Свято-Воскресенской церкви сохранилась ухоженная могила местного неканонизированного святого по имени Гриць Золотюсенький. На надгробии датой смерти значится 1855 год. Говорят, пришел в Седнев путешествующий-юродивый Григорий Мельников из города Городня, что севернее Седнева, и задержался здесь до смерти. С ним связано здесь много легенд и преданий. А прозвище такое он получил из-за того, что был любезен к людям и животным и со всеми здоровался, добавляя такие слова: «Ох ты, мой золотюсенький». Однако не все удостаивались таких слов: кому-то Григорий не подавал руки, некоторым - только один палец, а еще кому-то - всю ладонь и долго держал ее. Были у него, очевидно, на то какие-то свои причины. Вместе со странностью у него был дар пророчества и предсказания. Говорят, что при встрече с Тарасом Шевченко он предсказал ему солдатскую судьбу. Предсказывал он и телефон: говорил, что скоро люди будут разговаривать с помощью проводов, и ему тогда мало кто верил. Говорят, именно Григорий спас Седнев от эпидемии моровой язвы: накануне нашествия начал раздавать людям осиновые колышки и болезнь обошла те дворы, в которых их сохранили. А не раздал их блаженный только пьяницам, потому что очень их любил. Говорят, именно в то время в Седневе значительно уменьшилось количество любителей водки. Предсказывал Григорий людям их судьбы, поэтому его и любили, и боялись одновременно. Давали бедному деньги, а он их раздавал тем, кто, по его мнению, больше нуждался. Часто ходил пешком на молебны в Киев. В теплое время ночевал под церковью, а в холодное - где придется, кто приютит. Седневцы помнят Григория Золотюсенького, ухаживают за его могилой и верят, что он был святым. Илья Лизогуб пригласил как-то немца, доктора медицины Липского университета Людвига Шрага, поехать с ним в Седнев хотя бы «на три года». Тот согласился и вскоре женился на местной девушке из семьи мелкопоместных дворян Колодкевичей-Писаренко. В 1847 г. родился мальчик, которого назвали в честь крестного отца Ильей. «Лизогубы имели украинские симпатии, особенно Андрей и Василий. Вообще в те времена в поповских кругах еще ярко отражалась украинская стихия. Моя крестная мать, Евдокия Петровна Лизогубиха всегда употребляла только украинский язык и другого не знала. Теща моего дяди попадья Крупицко также разговаривала только на украинском языке. А уже сын Крупицко, офицер, говорил по-московски, и еще с нажимом, подчеркивая свою «образованность». Мой дядя почти всегда употреблял украинский язык, а когда считал нужным обращаться к московскому, то безжалостно его калечил». Такие воспоминания оставил Илья Шраг, один из лучших юристов тогдашней Украины, защитник интересов черниговских крестьян, общественный и политический деятель (избирался заместителем Черниговского городского головы, был одним из основателей черниговской архивной комиссии). Но больше всего его талант и характер помогли на территории украинского движения: он организовывал в Чернигове «Просвиту», выступал за преподавание в школах на украинском языке, за перевод на родной язык Священного Писания. Работал над проектом «Устава автономии Украины», его пригласили премьер-министром в правительство Скоропадского, но по состоянию здоровья он отказался. И этот пост занял другой седневец - Федор Лизогуб. Умер Илья Людвигович в 1919 году и похоронен у Воскресенской церкви в Чернигове. Недавно в Седневе торжественно открыта мемориальная доска выдающемуся земляку. Кстати, каменица капитально отремонтирована шесть лет назад средствами предприятия «Черниговоблэнерго», а летом этого года наконец началось строительство новой школы. Старую усадьбу Лизогубов, где находится школа, планируется обустроить под краеведческий музей.
Нежин - город, где храмам тесно
09.06.2017, Статьи
Жемчужины истории в долине реки Зубры
10.04.2016, Статьи
Щекавица - гора-легенда, археологическая загадка, историческое кладбище в
05.05.2016, Статьи
Добромильская обитель в истории и сегодня
27.03.2016, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!