В нескольких километрах от Львова можно найти интересные туристические места с историческими, культурными и сакральными памятникам, посетить музей-плебанию и просто полюбоваться первозданной природой. Путешествовать можно пешком, на лошадях, на велосипеде, скутере, джипе.
Здесь были замки и старинные города
Зубра берет свое начало в южных пригородах Львова - возле сел Козельники и Сыхов. Где-то здесь проходит центр восточноевропейского водораздела. Когда-то она действительно была кристально чистой, а ее название говорит само за себя: в этой местности водились зубры. Названия других окрестных сел и местностей тоже указывают на их «лесное» происхождение: Лисиничи, Вовкив, Сокольники, Козельники, Ведмежа. Объяснение здесь достаточно простое: от Липников и до Днестра тянутся большие массивы лесов. В древности они принадлежали знатным владельцам - князьям, шляхте, монастырям, и использовались как охотничьи угодья, а потому достаточно хорошо сохранились. Теперь эти леса входят в зеленую зону города и должны обеспечивать кислородом Львов и окружающую густонаселенную местность. К сожалению, сейчас их начали массово уничтожать. Здесь, в долине реки, другая температура и влажность. Долина Зубры удивительно хорошо сохранилась. Она окружена холмами, которые на верхних склонах покрыты лесом, а на нижних из недр выходит известняк, песок, мел - такие породы, на которых растут редкие виды растений, занесенные в Красную книгу. Они просто не имеют другого места для жизни, так как требуют именно этих химических элементов, специального увлажнения, поэтому такие склоны и поймы рек надо оберегать - не распахивать, не застраивать. В селе Милятичи на небольшом холме был когда-то древнерусский замок, один из тех, которыми так славился край в древности. Характерной особенностью этих замков были небольшие размеры, поэтому они и не сохранились, но в давние времена, до изобретения огнестрельного оружия, такие замки имели важное оборонное значение. Основным элементом обороны была пойменная долина, которая дополнялась плотинами, образовывалось непроходимое болото. С другой стороны замок имел террасную структуру. Эти террасы сохранились. На месте замка впоследствии построили дворец и поместье - имение господ Терлецких. Об этом сохранились сведения из ХVII века. Говорят, что отсюда шел подземный переход до Старого Села, где, как известно, есть остатки большого замка-дворца. На склонах холма и сейчас можно найти много разных камней, которые указывают на древнее оборонительное сооружение. Сохранился заброшенный парк со старинными деревьями, четко прослеживается линия обороны. Эту цитадель, бывший дворец, который датируют концом XVIII - началом XIX в., в советские времена и еще недавно использовали как клуб. Сейчас это здание рушится: несколько лет назад буря снесла крышу. Внутри - кучи мусора. Неподалеку от этой дворцовой постройки прямо под открытым небом лежат полуразрушенные и уже покрытые мхом барочные скульптуры. Одна из них – Диана, у которой четко прослеживаются охотничьи атрибуты: собака, элементы крепления колчана для стрел. Это сидячие фигуры. Видимо, когда-то они были на воротах дворца. Такие ворота есть в соборе святого Юра, только там фигуры отражают религиозное содержание, а здесь - мифологическое. Подобный замок был когда-то в поселке Оброшино. Они строились примерно одновременно. К сожалению, этот заброшенный дворец, мусор, Диана с собакой является реальным примером того, как мы относимся к своим культурным ценностям. Надо провести раскопки, дворец восстановить, ведь он еще в достаточно хорошем состоянии.
Древнерусский город Вовкив
Село Вовкив имеет интересное расположение, ведь Зубра здесь делает большую петлю, образуя широкую пойменную долину. В этой петле на холме когда был древнерусский город Вовкив. В XII веке он уже существовал. При въезде в село, на высоком холме, виднеется заброшенный костел, бывший шедевр модернизма, построенный в 1924-1929 годах. Вовкивский костел считается лучшим представителем этой эпохи. Когда поляки имели свое государство, они таким образом пытались утвердить свое господство. Больше всего это сакральное сооружение разрушило то, что при колхозе в ней хранились минудобрения. Это очень повредило стенам. Современные средства позволяют восстановить этот костел, но пока до него никому нет дела. В Вовкиве есть старая деревянная церковь начале ХVII века. Когда-то она была покрыта гонтом. Спасая свою святыню, местная община перекрыла ее железом, а сверху досками, окрашенными масляной краской. Словом, из добрых соображений сделано все, чтобы то, что нужно оберегать, скорее разрушалось: под бляхой и масляной краской дерево не дышит. А центр Вовкива с его треугольным, еще «домагдебургским» рынком, просто поражает. Некоторым здешним домам уже лет двести. Расположены они по периметру рыночной площади, и уже этим создают своеобразную оборонительную линию. Всего в пятнадцати километрах от Львова можно сделать такое перевоплощение во времени. Кажется, что те давние «рыночники» там живут по сей день, белят свои дома известью, подводят глиной, рисуют печи. Правда, кое-кто уже умудрился «украсить» такие музейные здания металлопластиковыми окнами. Село Вовкив - живой пример города в Средневековье, без прикрас, без хитростей. На рынке сохранилась общественная помпа, от которой шла дорога на плотину. Хорошо сохранилось здание школы XIX века. Также сохранилось здание бывшего Народного дома. Словом, настоящий скансен. У Вовкивского замка, Подзамча, детинца древнерусского города, проходит старая Стрыйская дорога, по которой когда-то возили соль. Отдельная тема - тамошняя природа. Там старинные ивы, сколько аистовых гнезд! В Вовкиве еще сохранилась плотина, старый брод. Кажется, вот-вот затарахтит воз, груженый дрогобычской солью, и лошади осторожно ступят в брод.
Место отдыха Ивана Франко
Село Кугаев граничит с северной стороны с Загорьем, а с южного - с Пидтемным. Деревня, скорее всего, названа в честь родоначальника какого-то древнеславянского рода, потому что очень часто поселения назывались по именам их основателей. «Чей двор?» - «Кугаев». Кугаев хорошо спрятан между холмами. Его строили так, чтобы не видели татары. Еще издалека на пригорке виднеется новая церковь, но настоящей ценностью и украшением села является старая деревянная церквушка - памятник архитектуры, охраняемый государством. Церковь датируется 1693 годом, но это год, когда ее привезли сюда из Карпат. Но она гораздо старше. Церковь построена в таком месте, что замаскирована. Ее не увидишь ни издалека, ни с высоты. Даже из космоса ее не видно. Не видел ее и враг, который нападал на наши земли. Церквушка в Кугаеве небольшая, но интересная тем, что уже сама конструкция создает орнамент. Эта покрытая гонтом церковь - старейшая из деревянных храмов в Пустомытовском районе. Есть старшие каменные, а такого же возраста деревянная церковь сохранилась еще в Ветхом Сыхове, а это уже сейчас окраина Львова. У церкви - такая же деревянная колокольня. К сожалению, некоторые бревна и сама гонта уже начали подгнивать. Это особенно видно в дождливую погоду. Эту церквушку тоже нужно срочно спасать. В Кугаеве, как и в Вовкиве, сохранилось много старых оригинальных домиков, помещение Народного дома. Что интересно - частично из кирпича, а частично - из глины. Громада, как могла, заботилась о своем культурном учреждении. Иногда тянулась на него из последних сил. К Кугаеву принадлежит хутор Грабник, уникальный уголок природы с двухсотлетними липами, старинными грабами, буками, дубами. Здесь отдыхали Иван Франко, Михаил Павлик, Владимир Самойленко, польский поэт Ян Каспрович, чешский художник и этнограф Людвик Куба, еще один чешский этнограф Франтишек Ржегор. Это было любимое место отдыха львовской интеллигенции. Памятный знак поставили здесь благодаря стараниям львовских писателей, когда поднималась волна общенационального возрождения. Тогда здесь проводились фестивали «Славянское коло», на которые приезжали чехи и поляки. На этом месте когда-то было поместье католических монашек-бенедиктинок. Им управлял эконом из Чехии по фамилии Дошлинг, а Францишек Ржегор, известный чешский этнограф, исследовавший быт украинцев во времена Австро-Венгерской империи, был его шурином. Летом он много времени проводил в поместье в Грабнике. Сюда приходил отдыхать Иван Франко со своими приятелями. Говорят, поместье сгорело во время украинско-польской войны 1918-1919 гг. Крест с характерным католическим распятием сопровождает надпись на польском языке: «Благослови нас, Господи». А вокруг - прекрасный лес: дубрава с орешником, покрытым мхом, что свидетельствует о чистом воздухе, поражают старинные липы, которым лет по 200-250, трехсотлетние и даже старшие дубы. На склонах, где камень подходит под самый верх, тоже растут редкие растения. Беда в том, что эту местность, которой стоит присвоить статус Национального парка, уже начинают застраивать. Кто-то даже возвел неподалеку огромный серый дом, который местные жители прозвали «Титаником».
«Край света» - Пидтемне
Пидтемне - глухое село Пустомытовского района. Когда-то его называли «краем света». С этнографической стороны оно сохранено лучше, можно сказать, является таким, каким было лет триста назад. Здесь еще можно найти признаки древнерусского сельского уклада. Тогда семья или несколько семей жили дворами и вели общее хозяйство. Двор имел доступ к угодьям, там была пашня, лес, долина предместья. С другой стороны, оно было приспособлено к обороне, как от хищных зверей, так и от нападающих. Пидтемне имело уникальные природные условия защиты. Когда разливалась река, оно оказывалось среди лесов, словно на острове. Некоторые нынешние дома Пидтемного расположены еще по тем давним принципам дворов. В этом селе тоже был замок. Сохранились остатки его валов, скарпы, на которых когда-то стояли частоколы, террасные склоны. Есть здесь свое Подзамче - местность, где жили люди, которые служили в замке, костел, построенный перед Второй мировой войной, представляющий стиль функционализма или кубизма - архитектуру, которая имела минимум декоративных элементов и простейшие геометрические формы. В советское время там был клуб, но он не очень прижился, потому что люди не привыкли танцевать в сакральной постройке. В здешнем лесу была разведывательная школа немецкой армии, и благодаря ей Пидтемне сейчас... имеет дорогу. До этого села в советское время никому не было дела. Здесь даже не было школы. На очередной юбилей Победы вспомнили, что в 1943 году сюда сбросили несколько советских парашютистов, среди которых была одна женщина. Местные люди их прятали по домам - от всех: немцев, повстанцев, поляков, потому что просто пожалели людей. Так вот, местной власти стало стыдно, что об этом мало кто знает, построили в село дорогу и поставили тем парашютистам памятник. А еще в Пидтемном сохранились руины древней оборонительной башни, в которой сделали часовню. Но больше всего поражает здесь, опять же, природа. Это поистине райский уголок. В Пидтемном сохранились аутентичные плавни, в которых когда-то наши предки прятались от татар. В речной долине растут уникальные растения, водятся насекомые и птицы, которые охраняются как украинским, так и международным законодательством. Зубра, загрязненная во Львове, протекая через эти плавни, очищается. Именно на этом месте заканчивается Львовское плато и начинается Ополье, которое тянется к Днестру.
Раковец: прошлое и настоящее
Село Раковец когда-то тоже было городом. Оно как бы зажато в горах между долиной, и поэтому достаточно интересно. Раковец имеет два предместья: одно вниз по реке и второе - вверх по реке. Этот город был гораздо больше, чем Вовкив и имел два названия: Раковец (от того, что здесь водились раки) или Млынивцы, потому что на Зубре когда было много млинов (мельниц). В своей верхней части оно сохранилось таким, каким было в Австрии, а первое письменное упоминание о нем датируется 1466 годом Очевидно, что поселение здесь существовало ранее. Бывший центра города очень компактный, маленький. Здесь также хорошо сохранились скарпы, которые служили защитой, есть остатки рва, который тоже стоит беречь как памятник оборонного искусства. Чуть выше была ворота. А предместье тянулось вдоль реки. Оно больше напоминало деревню. При Австрии городские привилегии для Раковца были отменены. Не последнюю роль сыграло то, что рядом строился и развивался другой крупный город – Львов. Центр Раковца формирует рынок квадратной формы, характерный для любого средневекового города. Здесь он уникален тем, что имеет перепад высот. Дали городу привилегии - и стройся, как хочешь. Один конец рынка выше другого на десять метров. Это тоже уникальное явление. Этот рынок был застроен по классической Магдебургской схеме: с четырех концов уходило восемь улиц. Здесь они коротенькие и маленькие, но все сохранились. В верхней части рынка сохранился костел. Когда-то там был чудотворный образ, который поляки очень почитали и вывезли в Польшу. Сакральное сооружение построено из местного тесаного камня, выглядит довольно архаично. У нее сохранилась плебания - жилище ксендза - и фигурка Божьей Матери. Рядом - старое польское кладбище. В Раковце есть небольшая община римо-католиков, которая пытается спасать свою святыню, но нужна существенная помощь со стороны государства и меценатов. В Раковце тоже был замок, ориентировочно в XVI-XVII веках. Но сейчас уже трудно определить его местоположение. На валах в Раковце построена деревянная церковь. У церкви есть древнее кладбище с многолетними дубами, лиственницами, соснами. Здесь их не успели вырезать. И не надо этого делать, потому что такие старые кладбища - это тоже своеобразные природные заповедники. Нельзя совсем под корень вырубать все старые деревья. Хотя бы десятую часть их нужно оставлять - чтобы «умирали» своей естественной смертью, то есть усыхали. Это как десятина Богу. Сейчас Раковец больше известен своим целебным источником, церковью Маковеев, которая расположена на лесном пригорке неподалеку от этого источника, ежегодными медовыми, фольклорными, охотничьими фестивалями.
Из-за разрушенной переправы Манявский монастырь теряет паломников
27.02.2021, Новости
Туры в Украину
15.10.2010, Интересное1
Коржевецкий монастырь и его старинные иконы
03.01.2016, Статьи
Туры в Грац, Австрия
24.02.2012, Интересное
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!