Щекавица - гора-легенда, археологическая загадка, историческое кладбище в центре Киева
Щекавица. Что первое приходит на ум при этом слове? Легендарные основатели Киева. А еще - князь Олег-прорицатель, который якобы был похоронен на горе Щекавица. Легенды, покрытые пеплом времени. Если сегодня посмотреть на этот холм с Подола, увидишь только современные богатые коттеджи-крепости, радиобашню, воинскую часть и недавно построенную мечеть. Вот, кажется, и вся Щекавица. Вся, да не вся. История места не ограничивается тем, что мы видим сейчас, как нас пытаются убедить в этом люди, привыкшие мерить все и всех деньгами и имуществом. История - это свидетельство о событиях, произошедших здесь, аура места - нечто далекое от материальных благ современности. Это нельзя приватизировать, это можно продавать только как туристическую достопримечательность, но это очень дорого стоит и не в состоянии сразу «отбить» потраченные средства. Поэтому выгоднее просто застроить «ничью» территорию, не говоря о каких-то там местных легендах. Но Щекавица - это не просто легенда, хотя и легендарного здесь предостаточно. Щекавица (Скавика), или же Олегова гора (максимальная высота - 172,2 метра над уровнем Днепра), имеет историю, которая выходит далеко за хронологические пределы города Киева. Между этой горой и соседней Юрковицей (возможно, легендарной Хоревицей) обнаружено большое количество археологических стоянок и поселений, начиная от палеолита и заканчивая раннеславянскими кладами римских монет. Подавляющее большинство этих находок связано со строительством кирпичного и пивного заводов под Щекавицей, а не с планомерными археологическими раскопками. Знаменитый археолог Михаил Брайчевский писал: «К сожалению, неизвестным пока остается время начального заселения Щекавицы - на этой горе никогда не проводились специальные археологические исследования, а древние вещи из случайных находок датируются VII в. н.э.». Он предполагал здесь существование поселения времен зарубинецкой культуры, то есть рубежа новой эры. Следующий этап в исторической жизни местности - самый известный и легендарнейший. В «Повести временных лет» Щекавица упоминается как гора, на которой «сидел» Щек, один из трех братьев - основателей Киева. По мнению подавляющего большинства современных историков, и Щек, и Хорив, в отличие от реального Кия - это топонимические персонажи легенды, появившиеся для придания сакральности основанию города. Сравните, например, другие легендарные тройки: Рюрик, Синеус, Трувор (основатели династии Рюриковичей) Рус, Чех, Лях (основатели Польского государства) Рош, Мешех, Фувал (библейские прародители восточнославянских народов). Есть несколько гипотез, объясняющих это название. Одни историки выводят объяснения из славянского слова «щека» - крутобокий, крутой берег реки. Другие - от слова «щекот», «щек» - соловей. Третьи трактуют через вариант названия Скавика от греческого «скафос» - овраг, пропасть. Но если уж имя сестры братьев - Лыбеди (а также название притока Днепра) связано с пребыванием на этих территориях венгерских племен и их легендарной страной Лебедия, то, вероятно, имя Щека надо искать не в славянских или греческом языке, а в языках народов, которые прокатывались Надднепрянщиной в начале первого тысячелетия новой эры. Раскритикована современными историками гипотеза о том, что на Щекавице находился Данпртштадир - столица готского государства Германариха (IV в.), так никем и не опровергнута полностью из-за отсутствия археологической карты горы. «Сидел» ли на горе кто-то, тоже непонятно. То есть, был ли там расположен раннеславянских замок, как «городок Кия» в районе Десятинной церкви, неясно, но уже в период Киевской Руси, то есть через 300-400 лет, - это одно из заселенных предместий столицы великой державы. На Щекавице в 912 году был похоронен первый киевский Рюрикович - вещий князь Олег. Так нам говорят традиция и «Повесть временных лет». За тысячу лет, прошедших с того события, кому только из путешественников не показывали киевляне «тот самый курган на Щекавице», кто только не искал знаменитую могилу на той горе. Пушкин, Максимович, Лохвицкий, Закревский. Педантичный краевед Лаврентий Похилевич нашел даже две «могилы» Олега, к которым водили экскурсии до 50-х годов XIX века. Улица Олеговская, проходящая мимо горы, образовалась на месте тропы, которой водили к «могиле» экскурсантов. Были ли срыты «могилы» Олега во время других захоронений на Щекавице уже в XIX веке, существовал ли курган над могилой все это время, или вообще был там похоронен варяжский вождь - точно неизвестно, но археологические раскопки 1995 года на очень небольшой территории на горе подтвердили существование здесь кладбища, датируемого Х-ХIII веками. В 1121 году в районе Щекавицы была построена церковь святого Иоанна, в 1183 году священник этой церкви «поп Василий» был избран игуменом Печерского монастыря. А во время раскопок в 1980 году были найдены остатки каменного фундамента, вероятно, именно этого храма по нынешнему адресу ул. Олеговская, 41. В 1146 году сведения о Щекавице появляются в связи с предательством здесь, на горе, киевских полков великого князя Игоря Олеговича в пользу внука Мономаха Изяслава Мстиславича (княжил в 1146-1154 годах). В 1150 году князь Георгий Владимирович Суздальский (известный больше как Юрий Долгорукий) через Дорожич (современные Дорогожичи) и Олегову могилу (Щекавицу) вошел в Киев, брошенный князем Изяславом. В следующем году Изяслав отвоевал Киев, пройдя с полками снова через Щекавицу. А в 1161 году здесь находились полки Святослава Всеволодовича Черниговского, союзника великого князя Киевского Ростислава-Михаила Мстиславича. Итак, гора была достаточно заселена, чтобы вместить отряды союзников, а к тому же Щекавица прикрывала подступы к Киеву со стороны Дорожичей, поэтому вполне возможно, что имела какое-то укрепление, как говорит Лаврентьевская летопись об этом - «теремец». В 1169 году войска Мстислава Андреевича, сына Андрея Суздальского Боголюбского, с союзниками пройдя через Щекавицу, осадили Киев, а после трех дней осады впервые в истории взяли столицу штурмом и позорно ограбили ее, после чего Киев потерял первенство среди «городов русских». Заселенность Щекавицы прерывается после монгольского нашествия. Что происходило на самом верху, мы не знаем, но под горой во время строительства пивоваренного завода в 1873 году был найден склеп с 400 скелетами времен опустошения Киева Менгли-Гиреем (середина XIII века), а в ХХ столетии неподалеку - захоронение с более чем тысячей черепов. В XIV веке Щекавица принадлежала к созданному на соседней горе Киевскому замку. С военной точки зрения здесь должна была быть создана укрепленная позиция, поскольку гора является ключом к Подолу, и ее захват гарантировал доступ к этой части города, где концентрировалась его хозяйственная жизнь, особенно в Литовский период. В 1543 и 1548 годах при Ревизии Киевского замка на горе выращивали пшеницу и кое-где виноград. В 1581 году киевский воевода князь Константин Острожский передал земли Щекавицы храму Успения Пресвятой Богородицы. В 1604 году эти земли были переданы католическому епископу Киева - бискупу. У подножия Щекавицы (там, где сейчас автовокзал) даже был бискупский двор, а гора называлась Бискупской. В 1619 году король Сигизмунд III своей грамотой передал эти земли подольским мещанам для переселения из затопляемых Днепром кварталов Подола. Во времена Руины в 1658 году брат гетмана Ивана Выговского Даниил с полками подошел к Киеву, занял позицию на Щекавице и дал бой русским войскам боярина Шереметьева. Бой казацко-татарские войска проиграли с большими потерями. Однако ни разу укрепления горы не были взяты. Но бурные события Руины нанесли непоправимый вред Щекавице. Только заселенная подолянами, она снова была опустошена, обезлюднена, заброшена, лишь под горой начали ставить кирпичные заводики и винодельни для переработки винограда. Гора стала местом прогулок и представлений. Здесь, на Щекавице, в 1705 году студенты Киево-Могилянской академии разыграли известную трагикомедию авторства ректора Феофана Прокоповича «Владимир». В 1770 году в Киев из Молдавии и Польши была занесена «моровая зараза». Тогда за четыре месяца в городе умерли до 8 тысяч горожан. Стало ясно, что старую традицию хоронить покойников на территории вокруг церквей надо менять. Поэтому в 1772 году территория Щекавицы была выбрана под кладбище для подолян. За 150 лет существования это кладбище стало последним пристанищем для многих известных киевлян: семьи Балабух, Горшкевичей, Максимовичей, Лакерд, Григоровичей. Здесь похоронены писатель, поэт Константин Думитрашко; исследователь Киева, выдающийся историк Владимир Иконников; архитектор Андрей Меленский; выдающийся композитор Артемий Ведель; историк, археолог, церковный деятель Петр Лебединцев; языковед Константин Михальчук; писатель Иван Некрашевич; писатель-юморист, этнограф Петр Раевский; писатель, министр правительства УНР Петр Стебницкий; литературовед, языковед Михаил Тулов. Поскольку кладбище было рассчитано на всех подолян, оно было многоконфессиональным. Сохранились некоторые из захоронений мусульман и старообрядцев. На кладбище в 1782-1786 годах на пожертвования горожан был возведен храм Всех святых. Возможно, это было последнее творение Ивана Григоровича-Барского. Трехдельное однокупольное сооружение было выдержано в духе «елизаветинского рококо». Купель своей формой повторяла купель Андреевской церкви. В 1809 году, после удара молнии, храм отремонтировали. Тогда же над притвором была надстроена псевдоготическая колокольня. В 1857 году на средства, собранные подпиской, был пристроен с севера теплый придел во имя св. Марии Магдалины, вся церковь обновлена, позолочен иконостас. В притворе церкви хранился интересный портрет Саввы Туптало (возможно, прижизненный), а также кость из скелета некоего ископаемого животного. В 1870-х годах в церковь передали на хранение медное изображение архангела Михаила, которое когда-то украшало ратушу (потом передано в городской музей, ныне - в коллекции Музея истории Киева). В 1914 году на средства церковного старосты Григория Булавы был сооружен новый иконостас «под мрамор» вместо старого, испорченного грибком. В 1935 году президиум горсовета решил закрыть церковь, строительной конторе благоустройства города поручено в течение месяца разобрать храм, что и было сделано. До сих пор сохранился кирпичный дом причта на ул. Щекавицкой, 32-б. Уже после официального закрытия кладбища в старообрядческой части продолжались захоронения. Многие надгробия датированы периодом 1943-1945 годов, есть даже воинское захоронение. Последнее захоронение датируется 1951 годом. В 1947-1988 годах, во время технологического противостояния и «холодной войны», гора стала недоступной для киевлян. Прогулка туда могла привести к знакомству со «следственными органами». На месте храма Всех святых и древнейшей части кладбища в 1951 году была построена радиобашня высотой 136 метров и плюс еще 180 метров над уровнем моря. Это была одна из многих «глушилок», которые сыграли не последнюю роль в ходе «войны за умы советских людей». Работали эти башни до 1988 года. С 1993 года - как радиоцентр и башня мобильных операторов. В 70-х годах котловина между Щекавицей и Татаркой с Юрковицей была застроена типовыми девятиэтажками, но подступы к «объекту» оставались пустыми. Теперь времена изменились, и наступление на Щекавицу началось снова. В 1998 году мусульманская община получила разрешение у Президента Украины Леонида Кучмы на строительство мечети возле небольшого кладбища единоверцев. Отделочные работы в мечети все еще продолжаются. На склоне Щекавицы разместилась также баптистская молельня и центр адвентистов седьмого дня. Их здания фундаментальные, выполнены умелыми архитекторами и мастерски вписаны в склоны горы. Но это только фасад. Среди оврагов и зарослей уже прячутся на Щекавице несколько новых «домиков». Напротив мечети полным ходом идет масштабное строительство коттеджей. Судя по всему, оно только начало разворачиваться. А в 100 метрах от фундамента церкви XII века продолжается строительство многоэтажного дома, для сооружения которого была изрыта экскаваторами часть смотровой кургана. С другой стороны курган срыт уже наполовину. Это тот самый карьер, рыть который власть вынуждена была прекратить «пока что». В то же время через тридцать метров за холмом, но с другой стороны, строительство продолжается. В целом Щекавица так и манит знакомиться со своими загадками, а также защитить ее от современных варваров.
Вячеслав Нестеров, РИСУ
В Киеве открылась первая мечеть (фото, видео)
03.12.2011, Новости
Киевские страхи, легенды и тайны
06.05.2016, Статьи
Церковь Покрова на Приорке в Киеве
11.04.2016, Статьи
Южнокорейская секта проповедует в центре Киева
28.10.2017, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!
Квалификация чистых помещений технология чистых помещений www.promconvent.ru.